‘ото: сайт театра "Ѕуфф"

Ђѕрощайте, маэстро подполковник Ўтокбантї. Ѕорис ѕодопригора Ч об основателе театра ЂЅуффї

28 €нвар€ 2020, 18:27
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ ѕетербурге в ночь на 26 €нвар€ скончалс€ главный режиссЄр театра «Ѕуфф» »саак Ўтокбант. Ќа «‘онтанке» о нЄм вспоминает политолог и публицист Ѕорис ѕодопригора.

 огда уходит личность, многие, кто к ней был близок, стрем€тс€ оставить пам€ть. ќб ушедшем и о себе. Ќичего зазорного в этом нет. »бо личность делает еЄ окружение. ќбоюдный процесс. ќб »сааке –омановиче уже высказались и ещЄ выскажутс€ многие. ѕрежде всего, люди “еатра. Ќа их фоне дес€ток телефонных звонков, плюс один-единственный, правда, продолжительный очный разговор вр€д ли дополн€т образ ушедшего. ќб этом € помню. ¬от только пальцы сами нащупывают клавиатуру…

»саака –омановича отличала исключительна€ доброжелательность, во вс€ком случае умение показать, что давнишние дл€ него петрозаводские воспоминани€ — о возглавл€емом им драматическом театре или об учЄбе в ¬оенном институте иностранных €зыков (¬»»я), ему всегда близки. ќднажды € не учЄл, что »сааку –омановичу, художественному руководителю питерского театра «Ѕуфф», пора начинать спектакль. ѕричем, на гастрол€х где-то в ≈вропе. я услышал: «ƒавайте € перезвоню. ћне есть, что ещЄ вам сказать». ѕодобного такта и внимани€ € не встречал, пожалуй, ни от кого из грандов.

ј ещЄ он был откровенен. ¬о всЄм, что касалось его самого. Ќо – не других, когда так хочетс€ кому-то поставить оценку. ѕо-моему, это и есть планка доблокадной ленинградской интеллигентности. ќн вспоминал коллег по творческому цеху, предопределивших его жизненный путь: √еннади€ ќхлопкова, Ћарису ћалеванную, карельского драматурга ƒмитри€ √усарова… ѕовторное упоминание  арелии св€зано с тем, что моЄ первое обращение к »сааку –омановичу было св€зано с работой в ѕетрозаводске. ѕомнитс€, уже в первом разговоре он пошутил: «Ќу, и когда назад, в ѕитер?» ѕозднее, уже при нашей встрече в театре «Ѕуфф», он об этом вспомнил: «я же говорил, что пора домой».

≈го откровенность касалась непривычных тем. Ќу, не прин€то у де€телей искусства с таким неподдельным чувством благодарить политиков. ƒаже если повод напрашиваетс€, так сказать, по факту. Ќо то, как »саак –оманович рассказывал о роли ¬алентины ћатвиенко в строительстве нынешнего здани€ театра, задаЄт стандарт взаимоуважени€ власти и культуры: «я ведь просил только нарастить сцену в кинотеатре «ќхта». ј она: «Ќет, строить, так строить. „тобы нас с вами потом не костерили»…

ћожет, это детали, но на пон€тном идеологическом фоне трудно ожидать от ’удожника такого пиетета, например, к армейским политработникам («они же были грамотнее других!»), да и вообще к военным. »саак –оманович считал себ€ «младшим лейтенантом четвЄртого военного года», сожалел о неудавшейс€ — из-за сокращени€ ’рущЄвым армии – стезе военного переводчика, обещал отдельно об этом написать.  асалс€ необычных тем: например, каково еврею было изучать немецкий €зык… ƒаже если в ¬оенный институт иностранных €зыков его направил генерал-артиллерист той же национальности. “от, который однажды назвал лейтенанта Ўтокбанта – «маэстро», а сам лейтенант не знал, что это такое.

ќбщий с »сааком Ўтокбантом вуз, конечно же, помог нашему, повторю, фрагментарному общению. ¬от, что € узнал нового: многие военные германисты, поступившие в институт с недавнего фронта, не хотели св€зывать судьбу с немецким €зыком по этическим и прочим причинам («гавкающий €зык»). Ќе хотели, хот€ среди преподавателей были филологи класса Ћьва Ѕезыменского, того, кто переводил маршалу ∆укову. “ак вот: командование ¬»»я чутко среагировало на обстановку и деликатно заменило мужчин на женщин, притом, оба€тельных. —работало.

¬ообще, мне кажетс€, он просто не успел стать летописцем своего поколени€, ограничившись лишь одной книгой воспоминаний, не счита€ нескольких пьес.  онечно же, рассказ об »сааке –омановиче напишут те, кто его окружал, в том числе, родственники, о которых он рассказывал иронично, со смешанными, но добрыми чувствами. ѕрощайте, подполковник Ўтокбант, кавалер наград ¬еликой ќтечественной. ћаэстро, узнавший, что такое признание.

Ѕорис ѕодопригора, специально дл€ «‘онтанки.ру»

Ђ—аундтрек ’’ векаї: 10 фильмов, которые мы полюбили благодар€ музыке Ённио ћорриконе

¬ ночь с 5 на 6 июл€ скончалс€ великий италь€нский кинокомпозитор Ённио ћорриконе. ≈го музыку уже называют Ђсаундтреком ’’ векаї. Ђ‘онтанкаї вспоминает, какие произведени€ в первую очередь запомнились слушател€м и зрител€м.

—татьи

>