Фото: кадр из фильма

«Под водой»: Глубоководное путешествие в стиле «Чужого»

23 января 2020, 13:12
Версия для печати Версия для печати

 

В кинотеатрах начали показывать «Под водой» — очень страшный фантастический триллер. Много на что похожий, но и открывающий новые горизонты в жанре.

«Под водой», правда, много на что похож. Даже сюжетная схема — оттуда, из космического кино про ужасы межпланетных путешествий. Опытный продюсер Питер Чернин (его Chernin Entertainment перезапустила, например, «Планету обезьян») и техничный, явно увлеченный фантастикой и жутью режиссер Уильям Юбэнк ловко перенесли этот стандарт на другую, так сказать, территорию, под воду. Команда глубоководного корабля терпит бедствие (только не метеоритный, например, дождь, а землетрясение). После катастрофы им нужно выбраться из разрушенного судна, проползти по лишенной жизни пустыне (только не черной дыре, а Марианской впадине). Но стоит высунуться, как героев атакуют неведомые чудища. Только не космические твари, а водяные, вроде осьминогов-мутантов.

Больше всего «Под водой», конечно, похож на вечных «Чужих» — обликом чудищ, типажом главной героини (Кристен Стюарт порой просто неотличима от Сигурни Уивер). Но это, конечно, не цитаты, а следование духу, атмосфере, стилю. Оно — и в звуковом решении, наполнении действия синтезаторными шумами, гулами, стуками и стрекотами. И в визуальной составляющей: большая часть самых впечатляющих эпизодов снята ручной камерой — для пущего эффекта погружения. И эффекта оператор Бояна Бацелли, работавший с Феррарой и Вербински, добивается: в действии растворяешься, события воспринимаешь как личный, сугубо интимный опыт.

Наконец — это если не главная, то точно самая заметная часть преемственности — даже эмоционально это очень похоже на лучшие примеры фантастических ужастиков: весь эффект тут именно во внезапности: вздрагиваешь, когда из-за очередной глыбы выпрыгивает осьминог-мутант, трос внезапно с грохотом натягивается, техника с писком отказывает.

Вполне традиционны и сами герои: фаталист-капитан, весельчак, робкий дебютант, хороший парень. Но одновременно решен этот традиционный расклад во многом по новому. Венсан Кассель, для начала, впервые играет в американском фильме не француза и не европейского гостя, а вполне обычного морского волка вообще. Роль весельчака отдана совершенно оторванному комику Ти Джею Миллеру, которого большинство зрителей хорошо помнит по отвязным «Дедпулам», где он играл дуралея-лучшего друга главного героя. Робким дебютантом оказывается и вовсе Джессика Хенвик, Нимерия Сэнд из «Игры престолов». Да и сам выбор Кристен Стюарт на главную роль — ход рискованный, все-таки актриса не самая популярная, снимается все больше в Европе у Ассаяса, ее карьера в блокбастерах пока что очень радикальный эксперимент. Тем более выигрышный: «Под водой» наглядно показывает, что завтра Стюарт будет иконой стиля и дивой. Одним словом, канонический состав героев наполнен деталями, которые заставляют его существовать, играть, восприниматься иначе. 

Тут эффектных деталей вообще много — собирать их по крупицам удовольствие ничуть не меньшее, чем пугаться и сопереживать. Когда героиня оказывается одна на затопленной станции, в кадре появляется крупный план плаката «Никогда не работай один». Когда сражается с чудищем, имея под рукой только ракетницу (тоже, в общем, уже канон) — решающая схватка происходит в пасти исполина, со всеми физиологически-слюнявыми подробностями. Наконец, кое-какие нюансы вовсе придают фильму некоторое фрондерство: на финальных титрах перед глазами зрителя мелькают газетные заголовки, которые сообщают, что никакие интервью со спасшимися участниками экспедиции не могут быть проведены, а сама история их возвращения на поверхность засекречена.

В общем, получается такая почти идеальная модернизация, казалось бы, полузабытого жанра и удовольствия. Эффект — как в далеких восьмидесятых (может, «Под водой» вообще единственный фильм последнего года, после просмотра которого дома будет страшно идти в соседнюю комнату). Форма — ультрасовременная. Казалось, что так не бывает — но вот счастливое исключение.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Саундтрек ХХ века»: 10 фильмов, которые мы полюбили благодаря музыке Эннио Морриконе

В ночь с 5 на 6 июля скончался великий итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе. Его музыку уже называют «саундтреком ХХ века». «Фонтанка» вспоминает, какие произведения в первую очередь запомнились слушателям и зрителям.

Статьи

>