
«Под водой»: Глубоководное путешествие в стиле «Чужого»

В кинотеатрах начали показывать «Под водой» — очень страшный фантастический триллер. Много на что похожий, но и открывающий новые горизонты в жанре.
«Под водой», правда, много на что похож. Даже сюжетная схема — оттуда, из космического кино про ужасы межпланетных путешествий. Опытный продюсер Питер Чернин (его Chernin Entertainment перезапустила, например, «Планету обезьян») и техничный, явно увлеченный фантастикой и жутью режиссер Уильям Юбэнк ловко перенесли этот стандарт на другую, так сказать, территорию, под воду. Команда глубоководного корабля терпит бедствие (только не метеоритный, например, дождь, а землетрясение). После катастрофы им нужно выбраться из разрушенного судна, проползти по лишенной жизни пустыне (только не черной дыре, а Марианской впадине). Но стоит высунуться, как героев атакуют неведомые чудища. Только не космические твари, а водяные, вроде осьминогов-мутантов.
Больше всего «Под водой», конечно, похож на вечных «Чужих» — обликом чудищ, типажом главной героини (Кристен Стюарт порой просто неотличима от Сигурни Уивер). Но это, конечно, не цитаты, а следование духу, атмосфере, стилю. Оно — и в звуковом решении, наполнении действия синтезаторными шумами, гулами, стуками и стрекотами. И в визуальной составляющей: большая часть самых впечатляющих эпизодов снята ручной камерой — для пущего эффекта погружения. И эффекта оператор Бояна Бацелли, работавший с Феррарой и Вербински, добивается: в действии растворяешься, события воспринимаешь как личный, сугубо интимный опыт.
Наконец — это если не главная, то точно самая заметная часть преемственности — даже эмоционально это очень похоже на лучшие примеры фантастических ужастиков: весь эффект тут именно во внезапности: вздрагиваешь, когда из-за очередной глыбы выпрыгивает осьминог-мутант, трос внезапно с грохотом натягивается, техника с писком отказывает.
Вполне традиционны и сами герои: фаталист-капитан, весельчак, робкий дебютант, хороший парень. Но одновременно решен этот традиционный расклад во многом по новому. Венсан Кассель, для начала, впервые играет в американском фильме не француза и не европейского гостя, а вполне обычного морского волка вообще. Роль весельчака отдана совершенно оторванному комику Ти Джею Миллеру, которого большинство зрителей хорошо помнит по отвязным «Дедпулам», где он играл дуралея-лучшего друга главного героя. Робким дебютантом оказывается и вовсе Джессика Хенвик, Нимерия Сэнд из «Игры престолов». Да и сам выбор Кристен Стюарт на главную роль — ход рискованный, все-таки актриса не самая популярная, снимается все больше в Европе у Ассаяса, ее карьера в блокбастерах пока что очень радикальный эксперимент. Тем более выигрышный: «Под водой» наглядно показывает, что завтра Стюарт будет иконой стиля и дивой. Одним словом, канонический состав героев наполнен деталями, которые заставляют его существовать, играть, восприниматься иначе.
Тут эффектных деталей вообще много — собирать их по крупицам удовольствие ничуть не меньшее, чем пугаться и сопереживать. Когда героиня оказывается одна на затопленной станции, в кадре появляется крупный план плаката «Никогда не работай один». Когда сражается с чудищем, имея под рукой только ракетницу (тоже, в общем, уже канон) — решающая схватка происходит в пасти исполина, со всеми физиологически-слюнявыми подробностями. Наконец, кое-какие нюансы вовсе придают фильму некоторое фрондерство: на финальных титрах перед глазами зрителя мелькают газетные заголовки, которые сообщают, что никакие интервью со спасшимися участниками экспедиции не могут быть проведены, а сама история их возвращения на поверхность засекречена.
В общем, получается такая почти идеальная модернизация, казалось бы, полузабытого жанра и удовольствия. Эффект — как в далеких восьмидесятых (может, «Под водой» вообще единственный фильм последнего года, после просмотра которого дома будет страшно идти в соседнюю комнату). Форма — ультрасовременная. Казалось, что так не бывает — но вот счастливое исключение.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47