«Мы должны напугать людей». В Петербурге откроется музей Холокоста
Музей Холокоста с более чем 100 предметами из Освенцима, Майданека и других концентрационных лагерей откроется Петербурге. Проект заработает в марте на территории Военно-медицинского музея (ВММ), рассказал «Фонтанке» замдиректора ВММ Дмитрий Журавлев.
После войны музей принял коллекцию из более чем тысячи материальных свидетельств, собранных в концлагерях для Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Эти материалы фигурировали на Нюрнбергском процессе, пояснил Журавлев. «Когда Нюрнбергский процесс завершился, связанные с ним документы ушли в архивы, но встал вопрос: куда сдавать такие шокирующие свидетельства, как выделанная человеческая кожа или кости жертв, переработанные в удобрения. Было принято решение передать все в Военно-медицинский музей, созданный в 1942 году. Медики одними из первых входили в концлагеря — либо разворачивали на их территории лечебные учреждения, либо фиксировали свидетельства преступлений».
Коллекция долгое время хранилась в фондах Военно-медицинского музея, но об этом знали немногие: совсем небольшую её часть демонстрировали в зале, посвященном медицине Великой Отечественной войны. Однако несколько лет назад музей решил, что пришло время показать эти экспонаты. «В том же зале было представлено поверженное знамя Кригсмарине (официальное наименование германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха — Прим.Ред.). Года четыре назад на «Ночь музеев» был случай, когда подростки попытались сфотографироваться в нацистском приветствии на его фоне. И тут мы поняли, что что-то не доделываем: рожденные в 2000-е видят «красоту» этого знамени, но не видят, что за этим стоит», — отмечает Дмитрий Журавлев.
здание музея
Фото: milmed.spb.ru
Теперь для предметов, связанных с Холокостом, выделят специальный зал в здании музея по адресу: ул. Введенского канала, д. 6. В новом пространстве архитектурно воссоздадут отсек барака концлагеря и газовую камеру. «Посетители будут проходить туда через колючую проволоку, увидят угрожающе качающиеся лампы, надписи на немецком. В зале будет и звуковое сопровождение — человек погружается в атмосферу, ему должно быть страшно. Это сложная тема, но в данном случае мы должны напугать человека», — подчеркивает Дмитрий Журавлёв.
Зал станет работать как «музей в музее», в него можно будет попасть с экскурсией. При этом полной интерактивности — например, возможности самостоятельно зайти в барак или газовую камеру — для посетителей не предполагается. Это связано с тем, что в музей собирается показать подлинные предметы, и Военно-медицинский музей должен обеспечить их сохранность.
Свидетельства, которые намерен демонстрировать Военно-медицинский музей — человеческая кожа, черепа, поэтому Дмитрий Журавлёв сравнивает новую экспозицию с воплотившейся в реальность картиной Василия Верещагина «Апофеоз войны». Кроме того, посетители увидят робу узников концлагерей и деревянные колодки, которые выдавались им вместо обуви (многие освобожденные узники вспоминали, что звук колодок ещё долго преследовал их по ночам). Личные вещи, которые заключенные сдавали, входя в концлагерь, медицинские инструменты нацистских врачей и даже бак, в котором варилось мыло из человеческих тел — все это также будут демонстрировать в новом музее. Всего в зале разместят около ста предметов, остальные надеются показывать на временных выставках.
Письмо и записная книжка Залмана Градовского, обнаруженные при раскопках пепла в районе крематориев Освенцимского лагеря; алюминиевая фляга, найденная там же
Фото: предоставлено музеем
Ключевым экспонатом сам Дмитрий Журавлёв считает записки Залмана Градовского. «Это еврей, узник Освенцима, определенный нацистами в зондеркоммандо — группу заключенных, которая выносила трупы своих соплеменников из газовых камер и сжигала их в крематории. История Градовского — очень сильная. Понимая, что и он рано или поздно будет отправлен «в газ», он описывал увиденное и прятал записки, закапывая их в пепле. После освобождения лагеря, до которого Градовский, один из руководителей восстания зондеркоммандо 7 октября 1944 года, не дожил, была найдена фляга с одной из его записных книжек и письмом к потомкам. Он заканчивает обращение к людям из «будущего мирного мира» такими словами: «Пусть будущее вынесет нам приговор на основании моих записок и пусть мир увидит в них хотя бы каплю того страшного трагического света смерти, в котором мы жили», — цитирует Дмитрий Журавлёв.
Музей создаётся при поддержке властей Петербурга, в частности, комитета по внешним связям, еврейских молодежных и общественных организаций. В ответ на вопрос «Фонтанки» о том, насколько инициатива учитывает опыт самого известного в мире музея Холокоста, израильского мемориала Яд-вашем, создатели проекта отметили, что планируют в будущем контактировать с коллегами.
Ещё до открытия новой площадки, с 27 января, в Военно-медицинском музее стартует тематическая неделя, посвященная Холокосту. Подробности о программе можно будет узнать в соцсетях ВММ.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19