
Там, где чудища живут. Почему фильм «Маяк» с Паттинсоном и Дефо — новое слово в жанре хоррора

В прокате — «Маяк», впечатляющий камерный триллер с лучшими на сегодняшний день работами двух выдающихся актеров, Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо.
«Маяк» может показаться — даже в процессе просмотра — вещицей простой и скроенной по готовым лекалам. В сюжетном плане это вариации на знакомую тему «одиночество как путь к безумию». Двое мужчин, болтливый старик и молчаливый парень, приезжают на скалистый остров, сторожить маяк. Разыгрывается шторм, к концу смены никто за смотрителем и помощником не приезжает, оба начинают понемногу трогаться умом.
Стилистически тут тоже много знакомого. Облик героев фактурный и типажный: Дефо словно вылез из вангоговского «Папаши Танги» или «Доктора Гаше» (забавно, что премьера «Маяка» состоялась в Каннах — и там же показали «Ван Гога» с Дефо в главной роли). Паттинсон наделен вислыми усами и щетиной, как канонический морской волк или трудяга-лесоруб. Вообще, все вокруг этих фигур — море, скалы, лестницы, кухня, бутылки, комоды — абсолютно в северном духе с налетом морской романтики.
Тридцатишестилетний режиссер Роберт Эггерс вполне мог на этом остановиться — уже получился бы достойный и стильный психологический триллер. Но его психология не слишком волнует — скучно. Предыдущая работа Эггерса, его дебют «Ведьма», получила подзаголовок «Сказки Новой Англии». По аналогии, к «Маяку» можно было бы прицепить определение «Предания Северных морей». В отличие от большинства триллеров про сводящее с ума одиночество (и самого известного из них — «Острова проклятых»), «Маяк» построен не на психологии героя, не пытается показать поэтапно, с медицинской достоверностью соскальзывание в безумие. Да и сводит героев с ума здесь не одиночество, а предания, мифы, легенды и поверия. Шторм разыгрывается после того, как юноша, нарушив запрет старшего коллеги, убивает чайку. На берег выползает русалка (один из страшнейших эпизодов в кинематографе последних десятилетий). Маяк наполнен странными артефактами — которые кажутся магическими. Того гляди из моря вылезет Кракен под руку с Посейдоном. Ужас «Маяка» — в дремучей силе, скрытой в волнах, тумане и камнях. В том, как угрожающе звучит гудок далекого парохода в тумане. В том, как дует ветер и бьются о стены хлипкого дома волны, наконец.
Именно благодаря такому подходу в «Маяке» сыграли лучшие свои роли единственные на весь фильм актеры (кроме них, в кадре лишь чайки да русалка), Дефо и Паттинсон. Снимай Эггерс собственную версию «Острова проклятых» — пришлось бы бедолагам, по стопам ДиКаприо и Феникса, старательно реконструировать диагноз в малейших деталях. Со всеми странностями поведения, красными от бессонницы глазами, набухшими венами, трясущимися руками. И играли бы, соответственно, не столько они, сколько их тела и организмы (как играет вместо Феникса его физиология в «Джокере»). Дефо и Паттсинсон же именно играют — азартно, яростно, захватывающе. С обвинениями, пьяными дебошами, песнями, байками, свистом и улюлюканьем. Сцена, в которой Дефо произносит монолог, пока его рот буквально забивают землей, наводит ужас — но отстраненный и художественный, а не бытовой.
«Маяк» вообще впечатляет именно как художественное произведение и как единое целое. Это редкое на сегодняшний день удовольствие от взаимодействия звука (в камерной ленте ни на секунду не воцаряется тишина — то капли, то шум волн, то топот, то звон бутылок), изображения (черно-белая гамма — ход рискованный и потенциально манерный, но здесь он полностью себя оправдывает, создает то самое фантастическое пространство кадра, населенное духами и призраками), интеллектуальной игры (хотя, конечно, в России немногие оценят отсылки к Мелвиллу и Джозефу Конраду), актерского азарта. Все вместе выплавляется именно в зрелище — фантастическое и завораживающее, пугающее, но не отталкивающее. Ну и да, это, видимо, правда новое слово в жанре триллера — все-таки так радикально с фрейдизмом, как Эггерс, никто из мастеров жанра не порывал.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».