В Петербурге издадут 16-томник публициста Меньшикова. Создатели обещают сорвать с автора ярлык черносотенца

30 декабря 2019, 10:05
Версия для печати Версия для печати

Один из самых известных публицистов Российской империи начала XX века Михаил Меньшиков впервые в истории получит полноценное переиздание своих работ. Цикл "Письма к ближним", печатавшийся с 1902 по 1917 годы в газете "Новое время", выпустят в Петербурге качесте 16-томника.

Проект задумало издательство "Машина времени", специализирующееся на исторической литературе. Первая книга "Писем" выйдет в январе 2020 года, вторая — в марте, далее планируется выпускать по два-три тома в год.

Меньшиков (1859 – 1918) — один из наиболее заметных журналистов Российской империи начала XX века — в то же время пользовался неоднозначной репутацией. Долгое время исследователи цитировали формулировку Владимира Ленина, который описал Меньшикова как "верного сторожевого пса царской чёрной сотни". Как правило, публициста причисляют к националистам или черносотенцам, отмечают его православную и консервативную ориентацию. "Достаётся" Меньшикову и из-за особенностей газеты, где он работал: сверхпопулярное для дореволюционной России "Новое время", чей тираж достигал 150 тысяч экземпляров, нередко называли "чего изволите" — за отсутствие единой политической линии и близость к власти.

Издательство "Машина времени" собирается некоторые устоявшиеся формулировки пересмотреть и оценить Меньшикова "без ярлыков", сообщил "Фонтанке" один из инициаторов проекта, историк журналистики Дмитрий Жаворонков.

"О Меньшикове существует три расхожих штампа: православный монархист или черносотенец, консерватор и антисемит. Но консерватором он не был, так как последовательно выступал за переход к парламентаризму и конституционной монархии. По просьбе Серегя Витте Меньшиков написал один из вариантов документа, известного как "Манифест 17 октября", правда, его проект не был принят, — отмечает Жаворонков. — Антисемитом публицист был не более, чем власти Российской империи или США тех лет — просто поддерживая государственную политику в части национального вопроса. Еврейская тема никогда не являлась в творчестве Меньшикова главной, более того, он был первым в Европе, кто объявил фальшивкой "Протоколы сионских мудрецов". Меньшиков никогда не высказывался за насилие в отношение евреев, поддерживал возможное отделение Финляндии или Польши и выступал, прежде всего, за развитие центра, а не окраин. Он был близок к православному монархизму, но не стоит путать эту идеологию с черносотенством".

"Письма к ближним" объединили парламентские репортажи, путевые заметки, фельетоны на общественно-политические темы, критические статьи Меньшикова. Издатели отмечают, что проект будет интересен не только исследователям творчества конкретного публициста, но и тем, кто интересуются историей России начала XX века: "Письма" дают представление о "политическом, культурном, интеллектуальном климате эпохи".

Лев Банакин, соучредитель издательства "Машина времени": "Среди интеллектуалов различных ориентаций Меньшиков (точнее, то, что доступно в поверхностном слое печати) давно разобран по кусочкам, которые комбинируются в различных сочетаниях и неправомерно выдаются за целое. Философ Владимир Бибихин называл это "обрывками чужой обобранной речи". Если в советскую эпоху Меньшиков был просто запрещен, то после многих десятилетий забвения, с конца 1980-х годов и до настоящего времени его произвольно присваивают или шельмуют различные идеологические группы.

При этом если консервативные круги присваивают Меньшикова, кроя его по собственному образу и подобию, то либеральные табуируют как его самого, так и те проблемы, о которых он писал. Показателен один казус. До сих пор широкое хождение в интернете имеет фотография Меньшикова (ей сопровождают книги, ее можно увидеть на странице в "Википедии"), на которой изображён вовсе не Меньшиков, а совсем другой человек. Ситуация эта весьма символична. Нечто похожее происходит и с его текстами".

Научный комментарий к первым томам "Писем" подготовил Дмитрий Жаворонков. В дальнейшем к работе над проектом намерены присоединиться и другие историки. Отзывы о первом томе предоставили Андрей Тесля, Фёдор Гайда, Сергей Сергеев, Даниил Коцюбинский и другие.

"Фонтанка.ру"

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>