Фото: Анастасия Семенович, для «Фонтанки.ру»

Эрмитаж показал древности Северного Причерноморья. В новом зале есть конская сбруя, женские украшения и даже саркофаг

27 декабря 2019, 16:54
Версия для печати Версия для печати

Эрмитаж завершил реэкспозицию античного отдела. Здесь впервые за сорок лет открылся для публики зал 119: в нём рассказывают об античной колонизации Северного Причерноморья, наглядно иллюстрируя быт VI века до н.э. – III века н.э., реконструируя рыбацкие сети и конскую упряжь. К слову, ради экспозиции отсюда переселили сотрудников музея. А еще в зале установлены самые современные витрины из тех, что имеются на постоянной экспозиции Эрмитажа.

Экспозиция рассказывает о повседневной жизни греческих колоний на территории современных России и Украины, в том числе и Крыма. Античные поселения плотно контактировали с местными племенами — скифами и сарматами, поэтому особенности сложившейся культуры и ремесленного производства уникальны. На экспозиции представлено около 1200 экспонатов, в том числе украшения, доспехи, атрибуты мореплавания и рыбной ловли, не выставлявшийся ранее саркофаг, алтарь из «Святилища Деметры» в Мирмекии. В витринах можно заметить много бытовых вещей — того, из чего можно составить картину античной повседневности.

Археологическое исследование греческих колоний Северного Причерноморья идёт давно и активно. Когда-то для Российской империи, а сегодня для России это приобщение к европейской античности, возможно, с ноткой грусти о несбывшемся «греческом проекте». Недаром сам президент в 2011 году погрузился в воды Таманского залива за греческими амфорами.

Вновь открытый зал находится на первом этаже, соседствуя с другими залами античного отдела, посвящёнными Причерноморью, это просторный коридор. Раньше здесь располагалась экспозиция «Малые города Боспора», но немногие из нынешних гостей музея её вспомнят: дело было в конце 1970-х. Еще не так давно двери в 119 и 118 залы были закрыты для посетителей, там находились кабинеты сотрудников, а экспонаты, которые 26 декабря впервые показали в 119-м зале, хранились в фондах. «Наши офисы и хранилища смогли переместить отсюда после завершения капитальной реконструкции так называемого Запасного дома, который находится за Эрмитажным театром, – рассказал старший научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа Дмитрий Чистов. – Несколько лет там шли капитальный ремонт и реконструкция. Мы переселились туда, и появилась возможность открыть эти залы».

Среди артефактов, которые теперь могут увидеть гости Эрмитажа, – эффектные (и очень современные) стеклянные бусы, серьги, браслеты, маски, амфоры для транспортировки вина, небольшие терракоторые статуэтки, тонко сработанные стеклянные сосуды, атрибуты рыбной ловли, доспехи. Большую часть вещей музей никогда не выставлял – это то, что называют «массовым археологическим материалом». Здесь находки либо конца XIX – начала XX века, либо периода с 1950-х до 1990-х годов из Ольвии, Пантикапей, острова Березань, из Херсонеса и боспорских городов – в том числе привезенные из эрмитажных экспедиций. Впрочем, совсем свежих предметов тут нет. «С начала 90-х годов все экспедиции передают находки в региональные музеи, независимо от того, на территории России или Украины ведутся работы, – продолжает Чистов. – Например, те, кто работают на Керченском полуострове, сдают найденные вещи в Керченский историк-культурный заповедник».

Зал отличается интерактивом: конскую сбрую демонстрируют на нарисованной голове лошади, рядом с рыбной тарелкой – реконструированная сеть, фрагменты доспеха также дополнены реконструкцией. В других залах такого креатива в ближайшие годы не будет – музей посчитал его уместным именно здесь. «Здесь интерактив уместен, чтобы объяснить человеку, зачем были нужны все эти вещи, что с ними делали. Это достаточно смелый шаг для Эрмитажа как для классического академического музея», – подытожил Чистов.

Теперь реэкспозиция античного отдела Эрмитажа, начатая ещё в 1998 году, завершена. Кстати, последний открытый зал оборудован современными стеклянными витринами с особой подсветкой, чем разительно отличается от остальной эрмитажной античности.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>