Эрмитаж показал древности Северного Причерноморья. В новом зале есть конская сбруя, женские украшения и даже саркофаг
Эрмитаж завершил реэкспозицию античного отдела. Здесь впервые за сорок лет открылся для публики зал 119: в нём рассказывают об античной колонизации Северного Причерноморья, наглядно иллюстрируя быт VI века до н.э. – III века н.э., реконструируя рыбацкие сети и конскую упряжь. К слову, ради экспозиции отсюда переселили сотрудников музея. А еще в зале установлены самые современные витрины из тех, что имеются на постоянной экспозиции Эрмитажа.
Экспозиция рассказывает о повседневной жизни греческих колоний на территории современных России и Украины, в том числе и Крыма. Античные поселения плотно контактировали с местными племенами — скифами и сарматами, поэтому особенности сложившейся культуры и ремесленного производства уникальны. На экспозиции представлено около 1200 экспонатов, в том числе украшения, доспехи, атрибуты мореплавания и рыбной ловли, не выставлявшийся ранее саркофаг, алтарь из «Святилища Деметры» в Мирмекии. В витринах можно заметить много бытовых вещей — того, из чего можно составить картину античной повседневности.
Археологическое исследование греческих колоний Северного Причерноморья идёт давно и активно. Когда-то для Российской империи, а сегодня для России это приобщение к европейской античности, возможно, с ноткой грусти о несбывшемся «греческом проекте». Недаром сам президент в 2011 году погрузился в воды Таманского залива за греческими амфорами.
Вновь открытый зал находится на первом этаже, соседствуя с другими залами античного отдела, посвящёнными Причерноморью, это просторный коридор. Раньше здесь располагалась экспозиция «Малые города Боспора», но немногие из нынешних гостей музея её вспомнят: дело было в конце 1970-х. Еще не так давно двери в 119 и 118 залы были закрыты для посетителей, там находились кабинеты сотрудников, а экспонаты, которые 26 декабря впервые показали в 119-м зале, хранились в фондах. «Наши офисы и хранилища смогли переместить отсюда после завершения капитальной реконструкции так называемого Запасного дома, который находится за Эрмитажным театром, – рассказал старший научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа Дмитрий Чистов. – Несколько лет там шли капитальный ремонт и реконструкция. Мы переселились туда, и появилась возможность открыть эти залы».
Среди артефактов, которые теперь могут увидеть гости Эрмитажа, – эффектные (и очень современные) стеклянные бусы, серьги, браслеты, маски, амфоры для транспортировки вина, небольшие терракоторые статуэтки, тонко сработанные стеклянные сосуды, атрибуты рыбной ловли, доспехи. Большую часть вещей музей никогда не выставлял – это то, что называют «массовым археологическим материалом». Здесь находки либо конца XIX – начала XX века, либо периода с 1950-х до 1990-х годов из Ольвии, Пантикапей, острова Березань, из Херсонеса и боспорских городов – в том числе привезенные из эрмитажных экспедиций. Впрочем, совсем свежих предметов тут нет. «С начала 90-х годов все экспедиции передают находки в региональные музеи, независимо от того, на территории России или Украины ведутся работы, – продолжает Чистов. – Например, те, кто работают на Керченском полуострове, сдают найденные вещи в Керченский историк-культурный заповедник».
Зал отличается интерактивом: конскую сбрую демонстрируют на нарисованной голове лошади, рядом с рыбной тарелкой – реконструированная сеть, фрагменты доспеха также дополнены реконструкцией. В других залах такого креатива в ближайшие годы не будет – музей посчитал его уместным именно здесь. «Здесь интерактив уместен, чтобы объяснить человеку, зачем были нужны все эти вещи, что с ними делали. Это достаточно смелый шаг для Эрмитажа как для классического академического музея», – подытожил Чистов.
Теперь реэкспозиция античного отдела Эрмитажа, начатая ещё в 1998 году, завершена. Кстати, последний открытый зал оборудован современными стеклянными витринами с особой подсветкой, чем разительно отличается от остальной эрмитажной античности.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.