«Для них цирк что овощебаза»: Росгосцирк принял решение о ликвидации оркестра Цирка Чинизелли

26 декабря 2019, 17:44
Версия для печати Версия для печати

Росгосцирк принял решение о ликвидации оркестра цирка Чинизелли. В распоряжение «Фонтанки» попало письмо, где заявляется, что содержать коллектив «экономически нецелесообразно». Теперь артисты, которые играли в цирке десятилетиями, пишут обращения в министерство культуры и собираются дойти до президента. Родному учреждению они не нужны: людям тут предпочитают фонограммы.

Период простоя работы службы оркестра цирка составляет «более половины рабочего времени. В связи с этим восстановление в штат филиала ФКП «Росгосцирк» экономически нецелесообразно», — такими словами в декабре 2019 года в Росгосцирке поставили точку в полугодовом закулисном конфликте Цирка Чинизелли: своего оркестра тут больше не будет.

Как стало известно «Фонтанке», фактически исполнителей попросили на выход ещё в конце февраля 2019 года. Как рассказал корреспонденту бас-гитарист Сергей Шевченков, тогда речь шла о временном роспуске: позвонили, попросили зайти и как можно скорее подписать все необходимые бумаги об уходе, желательно, по соглашению сторон. В неформальной беседе добавили: обратно возьмут осенью, когда появится подходящая программа, а пока лучше не сопротивляться и считать, что это длительный отпуск.

Как вспоминает руководитель оркестра и первый трубач Кирилл Хилько, незадолго до расформирования коллектива его вызвали в дирекцию цирка Чинизелли и попросили передать коллегам, что, «поскольку "Росгосцирк" переходит на контрактную основу, если все напишут заявление об уходе, то в сентябре продолжат работу. Просто форма найма будет другая».

цирк на Фонтанке
цирк на Фонтанке

Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

На предложение согласилась большая часть оркестра, надеясь, что мера временная и их вновь пригласят выступать. Не уходить предпочли лишь трое: Хилько остался на вынужденном простое, «чтобы держать связь с музыкантами» и при необходимости в будущем заняться их воссоединением, двое других решили не рисковать, найти себя в жанре выступлений в фойе и спокойно выйти на пенсию.

Исполнители дождались осени, но не предложения о контрактах. Увидев в программе на сентябрь очередное шоу под фонограмму, поняли, что работы больше не будет. В ответ на вопрос: «как же так?», по словам музыкантов, директор «развёл руками и сказал, что не может регулировать такие вопросы, ведь всё решает программный директор».

Петербургский цирк на Фонтанке входит в состав Росгосцирка — компании, которая управляет работой цирковых площадок-филиалов по всей стране, регулирует передвижение коллективов и распределяет средства — с 2016 года. Как в разговоре с «Фонтанкой» отметили музыканты, именно с этого времени начались повсеместная оптимизация и сокращения коллектива. За ненадобностью распустили балетную группу, места для музыкантов урезали до 14. Из-за того, что гастролирующие программы, которые в основном и видит петербургский зритель, в большинстве случаев сопровождаются фонограммами, увеличилось и без того немалое время простоя оркестра.

В коллективных письмах, отправленных музыкантами цирка в сентябре в «Росгосцирк» и в ноябре в министерство культуры (документы есть в распоряжении «Фонтанки») исполнители просили «наладить работу оркестра, как было ранее», и дать возможность выступать и репетировать, потому что «никакие программы не заменят живого мощного звучания». Ответ от минкульта пришёл 11 декабря: в нём эксперты сообщили, что на все вопросы должны ответить сотрудники российской государственной цирковой компании, потому как площадка в Петербурге — её филиал. Однако Росгосцирк в ответе коллективу заявил об «экономической нецелесообразности». «Фонтанка» обратилась за комментарием в цирковую компанию. Специалисты заявили, что не могут оценивать внутренние решения петербургского коллектива и посоветовали обратиться в дирекцию Чинизелли.

На просьбу корреспондента объяснить, почему не было выполнено обещание, данное музыкантам при уходе, и их не пригласили работать в осеннем шоу, глава цирка на Фонтанке Илья Ляхов заявил, что речь о сентябре велась как о возможной, но не обязательной дате. Разговоры же о «давлении при увольнении» вовсе не соответствуют действительности.

«Обещали, не то, что работа начнётся именно в сентябре, а сказали: "До сентября точно не ждите!" Я лично разговаривал с каждым. Подписывал бумаги по согласию сторон и сказал: "Ребята, как только приедет программа и вы потребуетесь, вы сразу будете здесь". По словам Ляхова, карту передвижений шоу и программ по стране составляет гастрольный отдел «Росгосцирка», который затем спускает информацию вниз. Заранее узнать, понадобится оркестр или же нет, поэтому практически невозможно.

«Мы расставались по согласию сторон. Был предложен выбор: если можете ничего не делать, получать зарплату и оставаться в таком же статусе, то пожалуйста. Или же мы расстаёмся с выплатой вам материальной компенсации, и вы ищите нормальную работу. А дальше (встретимся — прим.ред.), как только появится необходимость в оркестре — я же не буду объявление о приёме на работу вывешивать, когда я всех знаю», — поделился мыслями директор. По его мнению, роспуск должен был стать плюсом для всех: это избавило музыкантов от зависимости, они могли бы найти другую работу, а не репетировать, не имея возможности выступить, и получая зарплату, близкую к МРОТ.

Как сообщил Ляхов, он до сих пор не знает, когда в цирке понадобится оркестр: возможно, речь идёт о феврале. Но «зависит не от него». В ответе на обращение оркестрантов в «Росгосцирк» конкретных дат также на назвали, а ограничились общей фразой: «В случае использования в представлениях оркестровой музыки, артистам оркестра будет предложена работа». На фоне фразы из того же письма: «большинство гастролирующих цирковых программ сопровождаются фонограммами, музыкальное сопровождение /.../ настроено исключительно на каждый творческий коллектив» звучит обещание не вдохновляюще.

Исполнители уверены,что такой перерыв в работе фактически последнего из остававшихся в стране цирковых оркестров приравнивается к его уничтожению и может стать для сферы фатальным: «Бог с ними, с нашими личными обидами! Тут вопрос социально-политический. Можно понять — «оптимизация», но давайте все вместе тогда оптимизироваться! Цирковая музыка очень специфична: если идёт номер с животными, а они не слушаются, оркестр всё видит и где-то затягивает, где-то повторяет. Фонограмма-то этого не сделает! А тут пришли завхозы: для них что овощебаза, что цирк», — выразил свою точку зрения пианист Юрий Мосеичев.

По утверждению одного из инициаторов составления открытых писем Сергея Шевченкова, «возможный следующий шаг — администрация президента или же суд, поскольку, весьма возможно, что именно Росгосцирк поступил незаконно». При вхождении в состав компании сотрудникам обещали полное сохранение рабочих мест и зарплат. Первые шаги будут сделаны, когда «за» выскажется большая часть коллектива.

Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>