«Для них цирк что овощебаза»: Росгосцирк принял решение о ликвидации оркестра Цирка Чинизелли

26 декабря 2019, 17:44
Версия для печати Версия для печати

Росгосцирк принял решение о ликвидации оркестра цирка Чинизелли. В распоряжение «Фонтанки» попало письмо, где заявляется, что содержать коллектив «экономически нецелесообразно». Теперь артисты, которые играли в цирке десятилетиями, пишут обращения в министерство культуры и собираются дойти до президента. Родному учреждению они не нужны: людям тут предпочитают фонограммы.

Период простоя работы службы оркестра цирка составляет «более половины рабочего времени. В связи с этим восстановление в штат филиала ФКП «Росгосцирк» экономически нецелесообразно», — такими словами в декабре 2019 года в Росгосцирке поставили точку в полугодовом закулисном конфликте Цирка Чинизелли: своего оркестра тут больше не будет.

Как стало известно «Фонтанке», фактически исполнителей попросили на выход ещё в конце февраля 2019 года. Как рассказал корреспонденту бас-гитарист Сергей Шевченков, тогда речь шла о временном роспуске: позвонили, попросили зайти и как можно скорее подписать все необходимые бумаги об уходе, желательно, по соглашению сторон. В неформальной беседе добавили: обратно возьмут осенью, когда появится подходящая программа, а пока лучше не сопротивляться и считать, что это длительный отпуск.

Как вспоминает руководитель оркестра и первый трубач Кирилл Хилько, незадолго до расформирования коллектива его вызвали в дирекцию цирка Чинизелли и попросили передать коллегам, что, «поскольку "Росгосцирк" переходит на контрактную основу, если все напишут заявление об уходе, то в сентябре продолжат работу. Просто форма найма будет другая».

цирк на Фонтанке
цирк на Фонтанке

Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

На предложение согласилась большая часть оркестра, надеясь, что мера временная и их вновь пригласят выступать. Не уходить предпочли лишь трое: Хилько остался на вынужденном простое, «чтобы держать связь с музыкантами» и при необходимости в будущем заняться их воссоединением, двое других решили не рисковать, найти себя в жанре выступлений в фойе и спокойно выйти на пенсию.

Исполнители дождались осени, но не предложения о контрактах. Увидев в программе на сентябрь очередное шоу под фонограмму, поняли, что работы больше не будет. В ответ на вопрос: «как же так?», по словам музыкантов, директор «развёл руками и сказал, что не может регулировать такие вопросы, ведь всё решает программный директор».

Петербургский цирк на Фонтанке входит в состав Росгосцирка — компании, которая управляет работой цирковых площадок-филиалов по всей стране, регулирует передвижение коллективов и распределяет средства — с 2016 года. Как в разговоре с «Фонтанкой» отметили музыканты, именно с этого времени начались повсеместная оптимизация и сокращения коллектива. За ненадобностью распустили балетную группу, места для музыкантов урезали до 14. Из-за того, что гастролирующие программы, которые в основном и видит петербургский зритель, в большинстве случаев сопровождаются фонограммами, увеличилось и без того немалое время простоя оркестра.

В коллективных письмах, отправленных музыкантами цирка в сентябре в «Росгосцирк» и в ноябре в министерство культуры (документы есть в распоряжении «Фонтанки») исполнители просили «наладить работу оркестра, как было ранее», и дать возможность выступать и репетировать, потому что «никакие программы не заменят живого мощного звучания». Ответ от минкульта пришёл 11 декабря: в нём эксперты сообщили, что на все вопросы должны ответить сотрудники российской государственной цирковой компании, потому как площадка в Петербурге — её филиал. Однако Росгосцирк в ответе коллективу заявил об «экономической нецелесообразности». «Фонтанка» обратилась за комментарием в цирковую компанию. Специалисты заявили, что не могут оценивать внутренние решения петербургского коллектива и посоветовали обратиться в дирекцию Чинизелли.

На просьбу корреспондента объяснить, почему не было выполнено обещание, данное музыкантам при уходе, и их не пригласили работать в осеннем шоу, глава цирка на Фонтанке Илья Ляхов заявил, что речь о сентябре велась как о возможной, но не обязательной дате. Разговоры же о «давлении при увольнении» вовсе не соответствуют действительности.

«Обещали, не то, что работа начнётся именно в сентябре, а сказали: "До сентября точно не ждите!" Я лично разговаривал с каждым. Подписывал бумаги по согласию сторон и сказал: "Ребята, как только приедет программа и вы потребуетесь, вы сразу будете здесь". По словам Ляхова, карту передвижений шоу и программ по стране составляет гастрольный отдел «Росгосцирка», который затем спускает информацию вниз. Заранее узнать, понадобится оркестр или же нет, поэтому практически невозможно.

«Мы расставались по согласию сторон. Был предложен выбор: если можете ничего не делать, получать зарплату и оставаться в таком же статусе, то пожалуйста. Или же мы расстаёмся с выплатой вам материальной компенсации, и вы ищите нормальную работу. А дальше (встретимся — прим.ред.), как только появится необходимость в оркестре — я же не буду объявление о приёме на работу вывешивать, когда я всех знаю», — поделился мыслями директор. По его мнению, роспуск должен был стать плюсом для всех: это избавило музыкантов от зависимости, они могли бы найти другую работу, а не репетировать, не имея возможности выступить, и получая зарплату, близкую к МРОТ.

Как сообщил Ляхов, он до сих пор не знает, когда в цирке понадобится оркестр: возможно, речь идёт о феврале. Но «зависит не от него». В ответе на обращение оркестрантов в «Росгосцирк» конкретных дат также на назвали, а ограничились общей фразой: «В случае использования в представлениях оркестровой музыки, артистам оркестра будет предложена работа». На фоне фразы из того же письма: «большинство гастролирующих цирковых программ сопровождаются фонограммами, музыкальное сопровождение /.../ настроено исключительно на каждый творческий коллектив» звучит обещание не вдохновляюще.

Исполнители уверены,что такой перерыв в работе фактически последнего из остававшихся в стране цирковых оркестров приравнивается к его уничтожению и может стать для сферы фатальным: «Бог с ними, с нашими личными обидами! Тут вопрос социально-политический. Можно понять — «оптимизация», но давайте все вместе тогда оптимизироваться! Цирковая музыка очень специфична: если идёт номер с животными, а они не слушаются, оркестр всё видит и где-то затягивает, где-то повторяет. Фонограмма-то этого не сделает! А тут пришли завхозы: для них что овощебаза, что цирк», — выразил свою точку зрения пианист Юрий Мосеичев.

По утверждению одного из инициаторов составления открытых писем Сергея Шевченкова, «возможный следующий шаг — администрация президента или же суд, поскольку, весьма возможно, что именно Росгосцирк поступил незаконно». При вхождении в состав компании сотрудникам обещали полное сохранение рабочих мест и зарплат. Первые шаги будут сделаны, когда «за» выскажется большая часть коллектива.

Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>