«Ведьмак». Как мужское фэнтези превратилось в женский сериал

23 декабря 2019, 17:36
Версия для печати Версия для печати

Успешные профессионалы в поисках близости, Геральт — красавчик, смотреть дважды

Взявшись за «Ведьмака», Netflix ступил на весьма опасную почву. С одной стороны —взрослые фанаты книжной серии, которые глубоко разбираются в сюжете и описаниях внешности героев. С другой — геймеры, которым Геральт как родной. А еще — миллионы фанатов «Игры престолов», которые, с тех пор как Джон Сноу убил Дейнерис Таргариен, остро нуждаются в ком-то, кто исцелит их сердечки. И вот вся эта толпа людей проснулась на следующее же утро после премьеры и начала голосить на всех платформах разом: «А в книге по-другому. На игру не похоже. Не «Игра престолов» ни разу». «Фонтанка» посмотрела все восемь серий и пришла к выводу, что тем, кто возмущается, надо посмотреть их еще раз — внимательнее.

Завышенные ожидания еще никому на пользу не шли. Но фанаты «Ведьмака», раскритиковавшие сериал, забывают, что Netflix старался не для них. Потому что есть миллионы людей, которые имели наглость не читать первоисточник, не играть в компьютерные игры, ну и по утраченному Вестеросу не слишком убиваются. Есть, наконец, мировые тренды на феминизм и разнообразие, не соблюсти которые — пощечина общественному вкусу.

И в этом, пожалуй, главная беда нетфликсовского «Ведьмака» — он пытается быть хорошим для всех и сразу. Отсюда и искусственно вмонтированный в сюжет чернокожий эльф (вот бы Профессор удивился) «друг Цири», и увольнение главного художника по костюмам после мемов про нильфгаардские доспехи «из шкуры шарпея». Геральт из Ривии такие танцы вприсядку перед публикой не одобрил бы.

С другой стороны, благодаря этим танцам Генри Кавилл перестал, наконец, носить трусы поверх лосин. Вой в Интернете поднялся сразу же после публикации первых кадров с экс-Суперменом в ведьмачьем гриме — мол, слишком смазлив и чересчур накачан для нашего Геральта. А еще у него линзы дурацкие. И в этом вое отчетливо слышен голос ущемленного самолюбия. Все у Геральта-Кавилла в порядке, ребята, с какого ракурса ни посмотри.

Критикуют сериал и за затейливый хронологический монтаж — эпизоды из разных временных периодов перетасованы так, что до холодильника за пивом пробежался — и потерял нить повествования. Но в восьмой серии один из эпизодов покажут второй раз — и он окажется ключом.

В целом же «Ведьмак», который начинался как фэнтези для мальчиков, превратился в манифест сказочного феминизма. Геральт — самый натуральный профеминист, который не боится иметь дело с сильными и свободными женщинами ни стоя, ни лежа. Его огорчения в личной жизни понятны и близки типичному жителю современного мегаполиса. А вот бард Лютик в бархатных штанцах, натянутых до подмышек — прямо-таки олицетворение устаревшего патриархального подхода к половому вопросу. Вернее, его изнанки. И поэтому Лютик время от времени выхватывает по шее от рогатых мужей, но сочувствия не вызывает.

В отличие от книг Сапковского, во многом списанных со средневековой Польши, сериал по-своему отражает современную глобальную действительность. На что похожа эта история с точки зрения неиспорченного дополнительными знаниями зрителя? Дело происходит на Континенте, где вместо нефти или природного газа — «хаос», который можно перерабатывать в магию. А магию — во что угодно, но закон сохранения вещества никто не отменял. На Континенте есть собственная академия госслужбы — Аретуза, где обучают чародеек, лучшие из которых становятся советницами королей. Короли ленивы, нелюбопытны и инфантильны. Царственный инцест, из-за которого встал на уши весь Вестерос и Королевскую гавань уничтожили авиаударом с дракона, на Континенте — не более чем проходной сюжет. У здешнего народа проблемы поважнее, чем разбираться, кто с кем спал. На Континенте нет ни полиции, ни МЧС, поэтому спасать людей от многочисленных магических чудовищ приходится ведьмакам. Ведьмаки берут за свои подвиги деньги, но не любят их не поэтому, а из-за свойственной простым людям ксенофобии. Жителям Континента не чужд геноцид — истребляют то эльфов, то сильных женщин. У Геральта жизнь налаживается, как только за его пиар берется бард Лютик, тот самый, в бархатных штанцах. Так и живут, пока на юге не начинает шевелиться империя зла Нильфгаард, та самая, которая ко второму сезону сменит стилиста. У Нильфгаарда есть то, чего нет у других королевств — мощная идеология и примат коллективных интересов над частными. А еще там раньше правили «жулики и воры», да-да, вот прямо так и говорят в кадре. «Хм», — как сказал бы Геральт.

Но «Ведьмак» — не про геополитические аллюзии, не про квесты и секс (которого, кстати, мало, зато под аплодисменты) и даже не про метания между предназначением и свободой выбора. Это история про то, как успешные профессионалы меча и магии страдают от одиночества и ищут решение этой проблемы. Решение не может быть романтического свойства — что очевидно любому зрелому человеку, который строил отношения и обламывался на этом пути. Чтобы что-то получить, надо отдать — а отдавать бескорыстно можно только ребенку. В этом «Ведьмак» похож на другой сериал — это «Мандалорец» от компании Disney, в котором такой же одинокий и очень опасный профессиональный наемник защищает зеленого и ушастого ребенка, наделенного загадочным и мощным талантом.

Во втором сезоне ведьмаку Геральту придется не только продолжать красиво крошить монстров особым мечом, но и простить свою маму и стать отцом девочке Цири. То есть научиться заботиться о другом существе, не похожем на тебя, себе в ущерб. «Ведьмак» окончательно станет трогательным женским сериалом — про одинокого молодого папочку, сложенного, как Супермен.

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>