«Ведьмак» — кто не читал, тот не поймет

22 декабря 2019, 15:45
Версия для печати Версия для печати

Самый ожидаемый сериал года — «Ведьмак» — получился похожим на 8-часовой трейлер. Зрителю показывают персонажей и расставляет основные фигуры на шахматной доске, но есть ощущение, что готовят к чему-то большему.

Очень показательную картину сейчас можно наблюдать всякий на сайте-агрегатор кинооценок Rotten Tomatoes. По 100-процентной системе у «Ведьмака» всего 58. Но это от критиков. Рядовые пользователи же оценивают первый сезон на 90 процентов.



Фото: скриншот с сайта Rotten Tomatoes

Это говорит, как минимум, о том, что не все критики читали книги Анджея Сапковского или играли в игры от CD Projekt RED. Но что-то из этого точно делали зрители, потому что сериал снят, в первую очередь, для них. Пользовательские оценки на других сайтах это только подтверждают — 9 из 10 баллов на imdb, 8 из 10 — на «Кинопоиске».

У «Ведьмака» слишком богатый бэкграунд, и это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, так как есть богатейшая (не в последнюю очередь благодаря видеоиграм) фан-база, с которой можно работать и которой есть, что показать. Но плохо, потому что человек, который впервые узнает о приключениях Геральта из сериала, скорее всего, поймет мало. И то только к концу последней серии.

Слишком много всего



Фото: с сайта www.imdb.com

Для сюжетного скелета дебютного сезона сценаристы выбрали первую книгу цикла Сапковского — сборник рассказов «Последнее желание». Казалось бы, это логично и правильно, но тут вмешались амбиции и желание показать кузькину мать «Игре престолов».

Вместо того, чтобы последовательно рассказать простые истории из книги, сценаристы принялись забрасывать всего понемногу. В итоге сериал оказался перегружен событиями — здесь и война с Нильфгаардом, и становление Йеннифэр, и интриги Капитула чародеев, и скитания Цири, и захватнические планы Кагыра, и где-то между всем этим — жизнь ведьмака Геральта.

Вместо экранизации одной книги мы получили солянку из событий и персонажей всех семи книг (восьмая, «Сезон гроз», в данном случае не учитывается). Сейчас многие события этой солянки просто не работают, но тянут время, которое можно было бы потратить на что-то интересное — например, на экранизацию рассказа «Крупица истины», который (увы!) оказался за бортом.

Неподготовленный зритель, наверняка, не подозревает, насколько важна вся колдовская тусовка и зачем сюжет делает такие акценты на офицере Кагыре и чародее Вильгефорце. Нельзя быть полностью уверенным, что на старте телешоу нужна была Цири — в первой книге ее нет. И точно не требовался настолько подробный рассказ о становлении Йеннифэр, который у Сапковского укладывается буквально в две строчки текста.

Назад в будущее… или в прошлое?

Фрейя Аллан в роли Цири
Фрейя Аллан в роли Цири

Фото: с сайта www.imdb.com

Не помогают растерянным зрителям и постоянные скачки сюжета по таймлайну. На протяжении почти всего сезона создатели параллельно показывают события, между которыми прошли, как минимум, десятки лет. Вот Цири идет по лесу и тут же — кусок сюжета с горбатой Йеннифэр. Как быстро вы осознали, что между этими историями пропасть в 300, по крайней мере, лет? В одной из серий и вовсе странное — ведьмак Геральт приходит к королю Фольтесту, чтобы избавить того от чудовища. Потом сюжет перескакивает на Йеннифэр — и нам показывают этого же короля Фольтеста, но еще совсем ребенком.

Боль от такой чехарды можно было бы сгладить, приложив подорожник, хотя бы титры — скажем, «Темерия, год такой-то», или «Академия чародеек в Аретузе, за 300 лет до этого». Но пояснений нет. Восстанавливать хронологию приходится, вспоминая книги и изредка ставя сериал на паузу, чтобы свериться с «Википедией».

Путают порой и сами персонажи — так, друид Мышовур на свадьбе принцессы Паветты выглядит точно также, как и в день, когда Нильфгаард захватывает Цинтру. Да, седины ему в бороду добавили, но все-таки между этими событиями проходит больше десяти лет. Мир «Ведьмака» — конечно, волшебный, но, кажется, пластической хирургии и молодильных яблок его обитатели не знали.

Феминизм, толерантность и другие хорошие вещи



Фото: с сайта www.imdb.com

Разработчиков видеоигры «Ведьмак 3» когда-то пытались обвинить в расизме — мол, в игре нет ни одного темнокожего персонажа. В CD Projekt RED ответили просто — в средневековой Польше, с которой и срисован мир «Ведьмака», темнокожие едва ли были.

Создатели сериала решили тренды не игнорировать. Персонажей неславянской внешности тут полно — это и сама Йеннифэр (у актрисы Анны Чалотры индийские корни), и ее кавалер чародей Истредд, и Вильгефорц, и темнокожий эльф Дара, и безымянная массовка. Можно как угодно относиться к такой интерпретации первоисточника, но факт остается фактом — видимо, в современных реалиях иначе сделать просто нельзя.

В сериальном «Ведьмаке» нашлось место и феминизму. Эта идея вложена в уста и образ королевы Цинтры Калантэ, причем нельзя сказать, что сделано это изящно. Венценосная особа машет мечом не хуже Геральта, появляется на пиру в окровавленных доспехах, советует своей дочери после свадьбы «спать с кем хочешь», а в важный момент сюжета прямо восклицает: «Законы писаны мужчинами, они никогда не рожали!»

Вероятнее всего, уже упомянутая выше подробная история становления чародейки Йеннифэр — тоже дань трендам. Иначе кто-нибудь наверняка бы возмутился, что все восемь серий отданы на откуп белому цисгендерному мужчине. Пусть и мутанту.

В главных ролях — морщины на броне



Фото: с сайта www.imdb.com

Кстати, о цисгендерном мужчине: Генри Кавилл получился настолько Геральтом, что даже образ игрового ведьмака на фоне экс-Супермена несколько меркнет. А это большое достижение. Для тех, кто знаком с миром Сапковского только по играм, фансервиса в телешоу хватит — тут вам и знаменитая сцена с купанием, и выразительное ругательство «Зараза!» в русской озвучке и даже внешний вид персонажа — от прически и до брони он ближе к игровому образу, нежели к книжному.

Что до актерской игры, то Кавиллу в роли ведьмака приходится демонстрировать намного больше эмоций, чем в бытность Суперменом, но актер справился — его Геральт скуп на проявление чувств, но при этом где-то и поорать может, а где-то (о чудо!) даже улыбнуться. Остальные актеры картины не портят, но и не выделяются — едва ли кто-то из первого сезона приглянулся бы Станиславскому. Больше всего старается, наверное, Анна Чалотра, так как ее Йеннифэр проходит путь превращения из чудовища в красавицу и это, по сути, две разные героини.

Единственное огорчение — «ведьмачьи» линзы в глазах Кавилла. В некоторых сценах они как будто бы сползали и зрачки у Геральта расходились в разные стороны. Почему никто на съемочной площадке не замечал этого и не кричал «Стоп!» — вопрос хороший, но риторический.

Пожалуй, главным промахом агентов по кастингу оказалась Анна Шаффер, которая играет чародейку Трисс Меригольд. Внешность актрисы слишком сильно расходится и с книжным, и с игровым воплощениями — зрители массово указывают на это в отзывах. Учитывая, что Трисс очень важна для дальнейшей истории, Шаффер придется проявить чудеса актерской игры, чтобы влюбить в себя зрителей. Пока же многие рады, что Трисс в сериале так мало.

Но центральным, пожалуй, персонажем телесаги стала броня солдат Нильфгаарда — разумеется, ни в книгах, ни в играх она не была морщинистой и не выглядела настолько дешево. Здесь, к счастью, справедливость восторжествовала — за несколько дней до премьеры стало известно, что во втором сезоне создатели сменят художника по костюмам. Вместо Тима Аслана в «Ведьмака» придет Люсинда Райт, работавшая над сериалом «Доктор Кто». Почему Аслана уволили — официально не сообщается, но фанаты уверены, что массовый хейт морщинистой брони сделал свое дело.

 

Восьмичасовой трейлер и надежда на лучшее

 По факту первый сезон «Ведьмака» — это 8-часовой трейлер, который показывает нам персонажей и расставляет основные фигуры на доске событий с расчетом на то, что в дальнейшем перед нами разыграется интереснейшая партия. Да, показывают много событий из первой книги — это и резня в Блавикене, и обручение принцессы Паветты, и поход за драконом. Также дают немного отсылок к играм, какую-то долю отсебятины и напоминаний о тренде на толерантность. Складывается ли все это в единую историю? Скорее нет, однако сильна надежда на то, что начнет складываться уже во втором сезоне, съемки которого стартуют весной 2020 года. Его стоит ждать, конечно, но вот восторженные ожидания пока лучше попридержать.

Алексей Нимандов, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

11 лучших телесериалов декабря: выбор «Фонтанки»

 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>