20 тонн истории в воздухе и стимпанк-музей: пять достопримечательностей Таллина, открытых в 2019 году

21 декабря 2019, 10:32
Версия для печати Версия для печати

Хорошие новости для тех, кто ездит в Эстонию: за последний год в Таллине открыли ряд туристических мест, которые дадут взглянуть на город под новым углом. В том числе — буквально: из-под земли и с высоты. Теперь в эстонскую столицу можно отправляться не только за средневековой романтикой и рождественской ярмаркой на Ратушной площади, но и за инновациями.

1. Новый Морской музей в башне Толстая Маргарита. В зимний период особенно актуальны маршруты под крышей. Для таких идеально подходит Эстонский Морской музей, где можно провести полдня. Сразу забудьте, каким его видели (если видели) раньше: та площадка, что открылась в последних числах ноября после двухлетнего ремонта, сопряженного с археологическими раскопками, не имеет ничего общего с прежним советским музеем, который обустраивали в 1979-1981 году к московской Олимпиаде. Сумму в 7,5 миллионов евро, которые потратили на ремонтные, строительные работы и создание экспозиции, собрали из трех источников: госбюджета, Европейского фонда регионального развития и средств самого музея (да, Морской музей в Таллине зарабатывает).

Военно-морскую экспозицию несколько лет назад отделили от «гражданской» и отправили в обустроенный ангар в Лётной гавани. А в Толстой Маргарите появился большой, светлый, просторный и высокотехнологичный музей, в котором появилось место для новых экспонатов.

Первый из них, и самый большой, виден прямо из фойе — это многометровый 700-летний деревянный корабль: для демонстрации его законсервировали с привлечением европейских специалистов.

«Над нашими головами 20 тонн истории, — рассказывает художник музея Роман Маткевич. — Это средневековый ганзейский когг, классическое одномачтовое торговое судно Балтийского моря, какие ходили от Новгорода и до Любека. Нашли его на берегу Кадриорга при строительстве жилого массива в 2015 году, а вместе с ним — более сотни предметов, которые здесь же представлены в витринах. Очень хорошо сохранилась камбузная часть, благодаря чему мы узнали, чем питались моряки в то время на борту. В чанах нашли рыбьи кости — но это был не груз, а, по-современному говоря, консервы, для употребления в пищу».

Рядом с остовом, на стене, можно увидеть необычные ростры — также ранее не экспонировавшиеся.

«Обычно на рострах размещают или женский образ, или каких-то зверей, а у нас — мужчины, это редкость, и, по всей видимости, оба этих мужчины — это владельцы кораблей или торгового дома, которому парусник принадлежал».

Осмотр экспозиции начинается с подземного этажа, который был впервые раскопан и музеефицирован под башней и внутренним двориком (музейная площадь в результате увеличилась вдвое). Посетителям теперь показывают старинную канализацию, которая проходила в каменной стене, построенной еще до Толстой Маргариты (год окончания строительства башни — 1531), а также подземный ход. О его существовании не знали даже сотрудники музея. Ход прекрасно сохранился, теперь его можно увидеть с балкона.

Экспозиция поделена поэтажно: один из этажей посвящен парусникам, другой — теплоходам, третий — пароходам и лайнерам. На каждом, помимо полноценной «взрослой», есть большая игровая экспозиция для детей. Приятный бонус: посетителей запустили в надвратное пространство, куда раньше убиралась поднимаемая решетка (в советские годы здесь была комната отдыха сотрудников музея). Теперь можно из окон взглянуть на панораму улицы, а внутри — посмотреть выставку маяков. Её дополнили компьютерными программами: выставив интересующий год на хронологической шкале, можно увидеть на карте те маяки, которые на тот момент уже были построены в Эстонии, и выбрав любой из них, получить информацию о нем.

Башню венчает смотровая площадка (летом там будет кафе), с которой открывается вид на город.

2. Центр современной фотографии Fotografiska. Если хотели увидеть молодежный Таллин — вам сюда. Позади Балтийского железнодорожного вокзала находится промышленный микрорайон, заборы и стены которого расписаны граффити и муралами, причем некоторые интересны с художественной точки зрения. Это творческий городок Telliskivi, занявший дореволюционные здания Главных железнодорожных мастерских Балтийской железной дороги — тут выпускали электромоторные вагоны и трамваи.

Сейчас в зданиях разместились разношерстные молодежные заведения — как и в петербургских креативных кластерах: магазины, кафе, дизайнерские проекты. А вскоре неподалеку откроется первый в Эстонии контейнерный отель необычного дизайна. Но смысловым центром стал открытый прошлым летом в «Красном доме» центр современной фотографии Fotografiska — эстонский филиал шведского культурного проекта. В бывшем заводском здании теперь оборудован центр фотографии, где проходят качественные выставки.

Прямо сейчас, например, и до 1 марта один из этажей занимает впечатляющая экспозиция Джеймса Нахтвея, знаменитого американского фотожурналиста и двукратного лауреата World Press Photo. На его работах запечатлены страдания людей со всего мира — есть и Чеченские войны, и 11 сентября в Америке, и войны на Ближнем Востоке, и беженцы, и голодающие в Африке, и многое-многое другое. При этом увиденное не вызывает отвращения из-за зашкаливающей жестокости. Две других выставки — съемки знаменитостей Винсента Питерса и фотокартины Мэнди Баркер: британский фотограф запечатлела мусор, извлеченный из мирового океана.

3. Завод открытий Proto. Эта развлекательно-познавательная площадка, рассчитанная в первую очередь на детей, появилась в Портовом городке Ноблесснера (так называется приморский район Таллина) минувшей осенью. Здесь тема стимпанка, отсылающая к XIX веку, встречается с технологиями XXI века. Большая часть экспонатов рассчитана на тех, кто интересуется виртуальной реальностью и готов научиться в ней существовать. Есть тренажеры для начинающих, чтобы освоиться с управлением своим виртуальным телом, — так называемая школа VR, — есть развлечения уже для «продвинутых».

Из необычных экспонатов можно выделить «орган», высота издаваемых которым звуков зависит не от толщины труб, а от силы электрического разряда — как проходит разряд, можно увидеть в витрине сбоку. Некоторые предметы демонстрируют законы физики — например, можно воздушными пушками играть с надувными мячами, проводя их через кольца, силой воздуха выталкивать шарик из трубы, пытаться поймать баланс в специальном кресле и ощутить парение на потоках воздуха. Самые ленивые могут отправиться в 4D кинотеатр и, пристегнувшись, совершить виртуальное путешествие к центру Земли. Но самое удачное — что в Proto просто приятно находиться: у него очень уютный и захватывающий дизайн, с воздушным шаром, планетами, мостками, а скоро по зданию цеха и вовсе можно будет летать, прицепившись к рельсу.

Центр развлечений разместился в здании с необычной историей. «Весь этот квартал — бывший завод по постройке подводных лодок, — рассказывает сотрудник музея Маркус Еэк. — В 1912 году два петербургских предпринимателя — Эммануил Нобель (племянник изобретателя динамита Альфреда Нобеля) и Артур Лесснер начали здесь строить подводные лодки. За пять лет до революции они смогли построить 12 подводных лодок, и это был один из самых важных заводов царской империи. Но, к сожалению, случилась революция, лодки больше не строили, но в советское время здесь стали проводить ремонт судов — последний раз этим здесь занимались в прошлом году».

4. Новая дорога и прогулочная зона Рейди Теэ. От памятника морякам, погибшим на «Русалке» (так назывался затонувший в 1893 году у финских берегов броненосец российского флота) по берегу к порту Таллина теперь ведет широкая дорога с прогулочной зоной вдоль берега. Здесь, на месте когда-то неблагоустроенной территории, теперь можно гулять, глядя на залив (цвет воды которого здесь заметно синее, чем в Петербурге) и смотреть на объекты современного искусства. Дорога, открытая меньше месяца назад, позволяет тем, кто прибывает на автомобилях, не ехать в центр Таллина, а объезжать вокруг город. Это актуально для эстонской столицы, которая, несмотря на введение несколько лет назад системы бесплатного общественного транспорта, стоит в пробках, а число автомобилей продолжает расти.

В прогулочной зоне есть детские площадки и велодорожки, но благоустройство еще продолжится весной. Заявленная стоимость проекта, начатого летом 2018 года, согласно эстонским СМИ, — 28,5 миллионов евро.

5. Колесо обозрения SkyWheel. Небесная линия Таллина изменилась. Теперь ее нарушают не только гигантские небоскребы отелей и банков, но и первое в Европе колесо обозрения, установленное на крыше здания. Впрочем, оно находится не так близко к центру города, поэтому не вызывает отторжения. Пейзаж с аттракциона открывается и правда, приятный: видно и исторический центр, и море. Высота колеса — 120 метров, поездка длится порядка 12 минут — за это время кабинка совершает три круга. Помимо обычных кабинок есть и специально оформленные VIP-гондолы — но прокатиться на них в разы дороже. Зимой в кабинках работает отопление.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>