«Извиниться нам всем пред Кадыровым?» На первом за два года концерте в Петербурге Шевчук спел новые песни о революции, ОМОНе и «расцвете стабильности»

Юрий Шевчук и группа «ДДТ» дали первый за два года сольный акустический концерт в Петербурге. На выступлении в БКЗ «Октябрьский» 19 декабря корреспондент «Фонтанки» услышал три ранее не исполнявшихся песни, новые стихотворения и еще несколько композиций, незнакомых петербургским поклонникам группы, но звучавших в других городах. Возможно, именно они будут включены в новую программу, которую группа представит в октябре 2020 года на «Газпром Арене».
Одна из новых песен, сильнее всего растрогавших поклонников группы, в утекшем в Интернет полуофициальном сет-листе называлась «Маме». Шевчук обращается к матери, благодаря ее за мир, который она и ее поколение сохранили; а вот что оставит следующее поколение — вопрос. Описывая беспорядки, разгромленные магазины и пьяную толпу, попытки спрятать соль и хлеб, автор предвидит скорый конец жизни на земле. «Улетая, бодрилась власть, втиснувшись в суперджет, Брезгливо стирая грязь и кровь на краях манжет», — снится, как потом выясняется, герою песни.
Вопрос о том, «что же будет с Родиной и с нами», беспокоил артиста и далее. Допев песню «Что такое осень», он спросил у зрителей об их ожиданиях от будущего. Судя по звуку со сцене, который этот момент умело смикшировали, Шевчук не исключал революции. Однако ответа не последовало — и артист заключил, что «в России надо жить долго».
Поскольку концерт в БКЗ был посвящен благотворительной организации «Ночлежка», и на нем велся сбор средств в ее пользу, одной из новых песен стала композиция «Бомж» — также остросоциальная. Ее герой потерял все, когда «стабильность в банках расцвела», а дешевый алкоголь потушил огонь в его глазах.
Третья из новых песен, со слов Шевчука, оказалась ни больше ни меньше гимном Петербургу — правда, в сет-листе была зафиксирована как «Гимн о несчастной любви», о том же был и припев. Полумер публика не оценила, запутавшись в смыслах, хотя начало было многообещающим: «ОМОНовцы вскроют в карманах андроиды, скажут — пора!»
Разговоры о наболевшем не исчерпывались песнями. На каком-то этапе Шевчук, кажется, и сам смутился от своей смелости — после того, как прочел часть нового стихотворения. В нем были строчки: «Выбирай — извиниться нам всем пред Кадыровым или с Путиным врезаться в рай, графоманить на «Эхе» со Шнуровым, где любить наш народ до утра? Мы медведи, но в цирке у Дурова, дрессированные тенора».
«Часть забыл, но, может, и хорошо», — признался артист.
Программа концерта получилась разнородной: были и «Осень», и «Дождь», и «Вальс», и стих «Проводник» и, конечно, «Мама, это рок-н-ролл», в ходе исполнения которой лидер ДДТ заключил, что публика «опопсела» и плохо подпевает — и отправился в зал будоражить народ.
Это был не первый «подкол» от Шевчука. Например, тот живописал картину с «семьей из Купчино», которая первый раз летит «в Египет или в Турцию», а там — «все включено». Но когда артист приготовился уличить публику еще и в просмотре телепередач, зал уже дал решительный отпор. Пришлось сознаваться самому. «А я смотрю. Дискавери. Про зверушек», — поспешил уточнить он. Из других случившихся на концерте откровений лидера «ДДТ» — разговоры о пенсии.
«Я уже пенсионер рок-н-ролла, блин! — обнаружил Шевчук. — 14 тысяч рублей [пенсия], спасибо, Владимир Владимирович! Поеду туда, где «все включено»!»
Недавно снявшись в документальном фильме Алексея Пивоварова о Ленинградском рок-клубе, певец посвятил его ветеранам свежую, но уже исполнявшуюся песню «Лажа» — о том, что «умирать молодым», как когда-то декларировалось, уже несколько поздно. А в одной из интермедий вспомнил одного конкретного из представителей Ленрокклуба — того, который в те же самые минуты давал концерт на другой видной петербургской площадке — на «Сибур Арене».
«Знаете, что это за инструмент?, — обратился Шевчук к публике, когда на край сцены вышел участник коллектива Артем Мамай с хангом. — Мы его назвали «привет Борису Гребенщикову»».
К слову, публика у «Аквариума» и «ДДТ», действительно, в значительной мере пересекается — так что назначение сольных концертов на один и тот же вечер стало предметом сожалений и споров в среде поклонников.
Самые знаковые хиты — «Родина», которую выпрашивали отдельные слушатели, и «Это всё» — были заявлены на бисы, но до них дело не дошло: почти трехчасовой концерт без антракта изрядно утомил Юрия Юлиановича, честно признавшегося в своей усталости после визита в родную Башкирию, где «много друзей». Словами об усталости и закончили — последней звучала «Любовь не пропала».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Правда, шкатулка!» Финалисты конкурса имени Шаляпина заставили вибрировать витражи в новом концертном зале на Английской набережной
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
- 13 октября 2025 - Петербуржец выкупил на аукционе старинную карту Ингерманландии, вывезенную из Павловского дворца
Статьи
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17