«Скайуокер. Восход»: Гибель богов

19 декабря 2019, 15:00
Версия для печати Версия для печати

В кино начали показывать «Скайуокер. Восход». Финальную, но не совсем часть главной киносаги в истории человечества. «Звездные войны» снова кончились — и снова, наверняка, ненадолго.

Как-то заканчивать эту эпопею было нужно: когда, спустя десять лет после «Мести ситхов» студия Lucasfilm к своему главному проекту вернулась, все сюжетные узлы затянули так туго, что главной интригой стало не то, на какую сторону кто перейдет, а как сценаристы будут этот клубок отношений, обид и родственных связей распутает. Если кто пропустил — наследник Дарта Вейдера, Кайло Рен, успел пару-тройку раз перейти со стороны света на сторону тьмы и обратно; пара-тройка лидеров Империи сгинула при разных обстоятельствах; Люк Скайуокер оказался не так прост, Хана Соло вообще укокошили. Это только старики — что говорить про банду из мусорщицы, штурмовика-дезертира и контрабандиста, которая в нынешней трилогии вышла на первый план и узнала много нового про то, кто чей отец, а кто чей дед.

Ничего, сценаристы Колин Тревороу и Крис Терио (они, кстати, ровесники самых первых «Войн») справились. Финал получился рифмующимся с «Мстителями»: империю зла победили, понеся страшные потери; погибшие персонажи воскресли; в целом поставили жирную точку, победила дружба. Собственно, большего от саги на этом этапе и не ждали — худшее, что можно было сделать, это наворотить напоследок еще конфликтов и связей между персонажами. Здесь же все простенько и со вкусом: закончили противостояние сопротивления с империей, разыграли финальную схватку джедаев и ситхов.

Еще одной, отдельной интригой было, как создатели во главе Джей Джеем Абрамсом будут выкручиваться из щекотливой ситуации: исполнительница роли Леи Кэри Фишер умерла, а ее героиня все-таки играет в сюжете очень важную роль. Ничего, выкрутились — пусть и не слишком изобретательно. Где-то взяли старые сцены с участием Фишер, где-то сняли ее дублера со спины плюс придумали героине сквозное действие: все время, что она фигурирует на экране, она медленно угасает. 

Под занавес вообще решили поиграть со смертями и воскрешениями: готовьтесь оплакивать и удивляться. Тут будут внезапные явления и исчезновения. Но смерть Фишер и просто логика повествования сделала за создателей то, что им самим следовало сделать давно: увела «стариков» на второй план. В финале Лея, Люк, воспоминания о Хане Соло и Дарте Вейдере играют второстепенную роль, нужны только затем, чтобы порадовать давних поклонников саги. Здесь они уже не мешают наблюдать за приключениями молодого поколения: лидера Ордена Кайло Рена, мусорщицы Рей, дезертира Финна и контрабандиста По Дэмерона.

Финал вообще получился минималистичным, Абрамс не выходит за рамки джентльменского набора визуальных эффектов: пейзажи планет, стаи космолетов, милые существа которые лепечут на своем смешном языке. И все это подано весьма робко: существа не самые антропоморфные, стаи не ахти какие грозные, пейзажи не слишком выразительные. Даже там, где вроде бы должен быть соблазн наворотить эффектов — в сцене схватки в полумгле, например — Абрамс все равно концентрируется на диалогах и противостоянии сил. Наверное, это правда самый ровный и незрелищный фильм саги.

Но главное внутри фильма остался без ответа главный вопрос: конец ли это саги? Проще всего сказать, что поживем — увидим (что-то анонсируется, даже говорится о том, что режиссерское кресло займет Райан Джонсон). Но, во-первых, мы уже знаем: по логике саги, следующей лентой вполне может быть фильм о событиях, которые происходят где-то между «Пробуждением силы» и «Последними джедаями» (а могут забраться еще дальше). Во-вторых уже есть множество спин-оффов и параллельных сюжетов, развивающихся в той же вселенной: можем, что называется, повторить. А главное — «Войны» тем и уникальны, что это продукт, спрос на который остается примерно неизменным. Нынешняя трилогия подоспела как раз к моменту, когда детишки, заставшие в нежном возрасте «Месть ситхов», подросли. Лет через десять вырастут те, кто вместе с родителями смотрел «Силу», «Джедаев» и «Восход». Подрастут — и потребуют продолжения банкета. А оно весьма кстати и подоспеет.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>