«Мы даже не думали, что это возможно». В Эрмитаж впервые привезли искусство Ассирии

11 декабря 2019, 13:43
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» побывала на первой в России выставке искусства древней Ассирии. Экспонаты для неё предоставил Британский музей. Сюжет на одном из рельефов не могут разгадать ученые, а к проекту имеет отношение сама Агата Кристи.

Открывая выставку Ассирии в Манеже Малого Эрмитажа, Михаил Пиотровский , возможно, впервые «рискнул» похвастаться, объяснив это своим юбилеем (9 декабря директору музея исполнилось 75). Один из археологов, который занимался раскопками в тех краях, — друг его отца и всего Эрмитажа профессор Макс Мэллоуэн. Ученый также известен благодаря тому, что был супругом Агаты Кристи. Так дома у Пиотровских появился автограф знаменитой британской писательницы.

Что касается изучения самой Ассирии — в этом у России успехи невелики, хотя и специалисты есть, и тема очевидна. Государство со столицей Ниневией (речь о XVIII-XVII веках до нашей эры) описывалось даже в Библии, притом как весьма греховное и агрессивное. Но воспользоваться материалом Британского музея, где хранится богатейшая в мире коллекция ассирийского искусства, или Лувра, советские ученые не могли. А своего не хватало — за пределами Эрмитажа ассирийского искусства в стране вообще нет. Вот и оказалось, что нынешняя выставка — первая в России, посвящённая ассирийскому искусству. А её каталог, и то, написанный, преимущественно, британцами, — первая специализированная книга на русском по Ассирии.

Куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, оценила в беседе с корреспондентом «Фонтанки» событие как значимое. Общаясь «со своими», Дандамаева была более эмоциональной. «Мы даже не думали, что это возможно!» — делились впечатлениями на вернисаже опытные сотрудницы.

По словам второго куратора, доктора Гарета Бреретона, хранителя памятников древней Месопотамии отдела Среднего Востока Британского музея, выставку собрали специально для Эрмитажа — раньше она никуда в таком виде не выезжала. Разве что некоторые предметы куда-либо выдавали лет 20-30 назад, но большинство экспонатов, единожды попав в Великобританию, ее уже не покидали. Некоторые экспонаты уехали в Петербург прямо с постоянной экспозиции.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия первой в России выставке искусства древней Ассирии
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия первой в России выставке искусства древней Ассирии

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Несмотря на древность, рельефы поражают сохранностью, заставляя сомневаться, каков процент реставрационного вмешательства. «Многие из них, когда были раскопаны, оказались разбитыми — полностью или частично. В местах соединений наши реставраторы очень аккуратно скрепили части — так, что вы даже не заметите места склеек, — рассказал Бреретон корреспонденту «Фонтанки». — В местах утрат мы лишь восстановили цвет. Когда в храме был пожар, стены стали падать и разбили некоторые из рельефов. Некоторые огонь повредил сильнее других, и, когда город был покинут, вода также нанесла урон. Рельефы сделаны на гипсовом алебастре, он растворим, и вода его повреждает. Но многие произведения — в выдающейся сохранности, потому что верхние этажи зданий упали на них сверху и тем самым сберегли их».

«Ассирийские цари заказывали такие рельефы для своих дворцов, — продолжил ученый. — Царь считался представителем богов, и его обязанностью было устанавливать порядок в мире и ликвидировать хаос, и в это понятие входило уничтожение врагов Ассирии и расширение Ассирийского царства. И рельефы показывают достижения царей и их мощь. Здесь мы можем видеть исторический нарратив: сопоставлять изображения на рельефах с древними текстами и таким образом реконструировать историю. Мне нравятся сложные рельефы с множеством событий — можно их декодировать, внимательно смотреть на разные элементы и расшифровывать, что за ними стоит».

Среди увлекательных сюжетов, которые, и вправду, можно найти на выставке, — победа царя Ашшурбанапала над восставшим братом, царем Вавилона, — факт исторический. Не желая сдаваться, Шамаш-шум-укин поджег своей дворец и сгорел в нем с семьей. На рельефе изображены пленные, вынесение сокровищ из дворца, женщины, несущие пожитки, а также сложенные пирамидкой головы врагов.

Настенный рельеф с изображением Ашшурбанапала, принимающего добычу и пленных из Вавилона (фрагмент)
Настенный рельеф с изображением Ашшурбанапала, принимающего добычу и пленных из Вавилона (фрагмент)

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Но есть и менее понятные сюжеты, над которыми бьются ученые.

«Есть некий сюжет — ритуал перед священным деревом, — поделилась с «Фонтанкой» Мариям Дандамаева. — Он повторяется постоянно во дворце Ашшурнацирапала в Кальху, это IX век до новой эры, и это первый из знаменитых великолепных ассирийских дворцов, украшенных рельефами. Стилизованное дерево своими листьями напоминает финиковую пальму, но это не она, потому что, когда хотели изобразить финиковую пальму, так и делали. Иногда у изображенного в руке — ведерко, а что в нем, — непонятно, — а также предмет в виде шишки. Ясно только, что он макает шишку в ведерко и что-то делает с листьями».

Настенный рельеф с изображением крылатой фигуры перед священным деревом. 875-860 годы до нашей эры
Настенный рельеф с изображением крылатой фигуры перед священным деревом. 875-860 годы до нашей эры

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Дандамаева обращает внимание, что на другом рельефе тот же обряд совершает божество уже над фигурой царя.

Рельеф из тронного зала в Северо-Западном дворце Ашшурнацирапала II (Британский музей). Царь и его божественный покровитель, совершающий обряд, изображены дважды - зеркально
Рельеф из тронного зала в Северо-Западном дворце Ашшурнацирапала II (Британский музей). Царь и его божественный покровитель, совершающий обряд, изображены дважды - зеркально

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

«Дело в том, что такие вещи никогда не описываются в текстах, — рассказывает она. — Там описываются или заклинания, или просьба о предсказании, или это тексты административные, хозяйственные. Ритуалы никогда письменно не объяснялись: те, кому нужно, знали и так. Поэтому остается только гадать. Последняя версия, указанная в каталоге, — это опрыскиватель или очиститель дерева. Есть еще предположение, что это оплодотворение финиковой пальмы (у нее есть мужские и женские цветки, и он их опыляет). Но есть еще версия, и мне она нравится больше всего, правда, ее редко придерживаются, — что это елей. Может, это обряд типа помазания на царство. Понятна его функция — это защита, тем самым обеспечивается процветание, — но что конкретно они делают и что держат, — непонятно».

Один из разделов выставки посвящен труду археологов — эту тему Михаил Пиотровский выделил особо.

Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйарда в Нимруде. Около 1850 года. Литография
Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйарда в Нимруде. Около 1850 года. Литография

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

«Благодаря раскопкам и тому, что многие находки были перевезены в Британский музей, эти вещи оказались спасены. Именно древние города Ассирии со столицей в Ниневии, которая находилась рядом с тем местом, где сейчас находится Мосул, уничтожены фанатиками из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — Прим.ред.)».

Выставка, вобравшая примерно четверть ассирийской коллекции Британского музея, будет доступна в Эрмитаже до 29 марта.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>