«Мы даже не думали, что это возможно». В Эрмитаж впервые привезли искусство Ассирии

11 декабря 2019, 13:43
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» побывала на первой в России выставке искусства древней Ассирии. Экспонаты для неё предоставил Британский музей. Сюжет на одном из рельефов не могут разгадать ученые, а к проекту имеет отношение сама Агата Кристи.

Открывая выставку Ассирии в Манеже Малого Эрмитажа, Михаил Пиотровский , возможно, впервые «рискнул» похвастаться, объяснив это своим юбилеем (9 декабря директору музея исполнилось 75). Один из археологов, который занимался раскопками в тех краях, — друг его отца и всего Эрмитажа профессор Макс Мэллоуэн. Ученый также известен благодаря тому, что был супругом Агаты Кристи. Так дома у Пиотровских появился автограф знаменитой британской писательницы.

Что касается изучения самой Ассирии — в этом у России успехи невелики, хотя и специалисты есть, и тема очевидна. Государство со столицей Ниневией (речь о XVIII-XVII веках до нашей эры) описывалось даже в Библии, притом как весьма греховное и агрессивное. Но воспользоваться материалом Британского музея, где хранится богатейшая в мире коллекция ассирийского искусства, или Лувра, советские ученые не могли. А своего не хватало — за пределами Эрмитажа ассирийского искусства в стране вообще нет. Вот и оказалось, что нынешняя выставка — первая в России, посвящённая ассирийскому искусству. А её каталог, и то, написанный, преимущественно, британцами, — первая специализированная книга на русском по Ассирии.

Куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, оценила в беседе с корреспондентом «Фонтанки» событие как значимое. Общаясь «со своими», Дандамаева была более эмоциональной. «Мы даже не думали, что это возможно!» — делились впечатлениями на вернисаже опытные сотрудницы.

По словам второго куратора, доктора Гарета Бреретона, хранителя памятников древней Месопотамии отдела Среднего Востока Британского музея, выставку собрали специально для Эрмитажа — раньше она никуда в таком виде не выезжала. Разве что некоторые предметы куда-либо выдавали лет 20-30 назад, но большинство экспонатов, единожды попав в Великобританию, ее уже не покидали. Некоторые экспонаты уехали в Петербург прямо с постоянной экспозиции.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия первой в России выставке искусства древней Ассирии
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия первой в России выставке искусства древней Ассирии

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Несмотря на древность, рельефы поражают сохранностью, заставляя сомневаться, каков процент реставрационного вмешательства. «Многие из них, когда были раскопаны, оказались разбитыми — полностью или частично. В местах соединений наши реставраторы очень аккуратно скрепили части — так, что вы даже не заметите места склеек, — рассказал Бреретон корреспонденту «Фонтанки». — В местах утрат мы лишь восстановили цвет. Когда в храме был пожар, стены стали падать и разбили некоторые из рельефов. Некоторые огонь повредил сильнее других, и, когда город был покинут, вода также нанесла урон. Рельефы сделаны на гипсовом алебастре, он растворим, и вода его повреждает. Но многие произведения — в выдающейся сохранности, потому что верхние этажи зданий упали на них сверху и тем самым сберегли их».

«Ассирийские цари заказывали такие рельефы для своих дворцов, — продолжил ученый. — Царь считался представителем богов, и его обязанностью было устанавливать порядок в мире и ликвидировать хаос, и в это понятие входило уничтожение врагов Ассирии и расширение Ассирийского царства. И рельефы показывают достижения царей и их мощь. Здесь мы можем видеть исторический нарратив: сопоставлять изображения на рельефах с древними текстами и таким образом реконструировать историю. Мне нравятся сложные рельефы с множеством событий — можно их декодировать, внимательно смотреть на разные элементы и расшифровывать, что за ними стоит».

Среди увлекательных сюжетов, которые, и вправду, можно найти на выставке, — победа царя Ашшурбанапала над восставшим братом, царем Вавилона, — факт исторический. Не желая сдаваться, Шамаш-шум-укин поджег своей дворец и сгорел в нем с семьей. На рельефе изображены пленные, вынесение сокровищ из дворца, женщины, несущие пожитки, а также сложенные пирамидкой головы врагов.

Настенный рельеф с изображением Ашшурбанапала, принимающего добычу и пленных из Вавилона (фрагмент)
Настенный рельеф с изображением Ашшурбанапала, принимающего добычу и пленных из Вавилона (фрагмент)

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Но есть и менее понятные сюжеты, над которыми бьются ученые.

«Есть некий сюжет — ритуал перед священным деревом, — поделилась с «Фонтанкой» Мариям Дандамаева. — Он повторяется постоянно во дворце Ашшурнацирапала в Кальху, это IX век до новой эры, и это первый из знаменитых великолепных ассирийских дворцов, украшенных рельефами. Стилизованное дерево своими листьями напоминает финиковую пальму, но это не она, потому что, когда хотели изобразить финиковую пальму, так и делали. Иногда у изображенного в руке — ведерко, а что в нем, — непонятно, — а также предмет в виде шишки. Ясно только, что он макает шишку в ведерко и что-то делает с листьями».

Настенный рельеф с изображением крылатой фигуры перед священным деревом. 875-860 годы до нашей эры
Настенный рельеф с изображением крылатой фигуры перед священным деревом. 875-860 годы до нашей эры

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Дандамаева обращает внимание, что на другом рельефе тот же обряд совершает божество уже над фигурой царя.

Рельеф из тронного зала в Северо-Западном дворце Ашшурнацирапала II (Британский музей). Царь и его божественный покровитель, совершающий обряд, изображены дважды - зеркально
Рельеф из тронного зала в Северо-Западном дворце Ашшурнацирапала II (Британский музей). Царь и его божественный покровитель, совершающий обряд, изображены дважды - зеркально

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

«Дело в том, что такие вещи никогда не описываются в текстах, — рассказывает она. — Там описываются или заклинания, или просьба о предсказании, или это тексты административные, хозяйственные. Ритуалы никогда письменно не объяснялись: те, кому нужно, знали и так. Поэтому остается только гадать. Последняя версия, указанная в каталоге, — это опрыскиватель или очиститель дерева. Есть еще предположение, что это оплодотворение финиковой пальмы (у нее есть мужские и женские цветки, и он их опыляет). Но есть еще версия, и мне она нравится больше всего, правда, ее редко придерживаются, — что это елей. Может, это обряд типа помазания на царство. Понятна его функция — это защита, тем самым обеспечивается процветание, — но что конкретно они делают и что держат, — непонятно».

Один из разделов выставки посвящен труду археологов — эту тему Михаил Пиотровский выделил особо.

Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйарда в Нимруде. Около 1850 года. Литография
Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйарда в Нимруде. Около 1850 года. Литография

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

«Благодаря раскопкам и тому, что многие находки были перевезены в Британский музей, эти вещи оказались спасены. Именно древние города Ассирии со столицей в Ниневии, которая находилась рядом с тем местом, где сейчас находится Мосул, уничтожены фанатиками из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — Прим.ред.)».

Выставка, вобравшая примерно четверть ассирийской коллекции Британского музея, будет доступна в Эрмитаже до 29 марта.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Искусство эксперимента». Эрмитаж на работах круга Леонардо и Микеланджело показал, как мир оценил рисунок

Новая выставка в Галерее графики Зимнего дворца (где показывают вещи, условия хранения которых не позволяют их долгое время держать на свету) предлагает присмотреться к итальянской гравюре и рисункам Возрождения и маньеризма. Идти на нее стоит не только потому, что часть имен авторов знакомы каждому школьнику, но и потому, что кураторы на базе этой выставки рассказывают важную для искусства историю.

Статьи

>