Следуй за розовой линией: в БДТ открылась выставка к 85-летию Алисы Фрейндлих

08 декабря 2019, 18:14
Версия для печати Версия для печати

Ко дню рождения Алисы Фрейндлих БДТ открывает выставку, посвященную жизни и творчеству всеми любимой актрисы. В честь этого события на фасаде Большого драматического театра появился огромный розовый баннер «С днём рождения, Алиса!».

Выставка состоит из десяти небольших инсталляций — шкафы, огромный буфет, рояль, туалетный столик, кресло-качалка — каждая из которых посвящена определенному периоду или сфере в жизни актрисы. Здесь вся ее жизнь: блокадное детство, семья, Игорь Владимиров, театр. Розовая лента ведет зрителя по основным помещениям театра: фойе, променуар, лестницы, буфет, Греческий зал. Вдоль всего пути — ростовые фигуры персонажей, сыгранных актрисой. А при взаимодействии с каждой инсталляцией включается аудиозапись, где сама Алиса Бруновна рассказывает о жизни, творчестве, театре.

Вся мебель розового цвета, такого же яркого и смелого, как и героиня, образом которой вдохновлялись создатели. Внутри скрываются предметы, ассоциативно связанные с ее судьбой. Например, в буфете, посвященном семье актрисы, на полке стоит стеклянная лисичка — отсылка к стеклодувному мастерству, которым занималась династия Фрейндлих. В другом шкафу банка соленых грибов, возникающая и как прямой референс — Алиса Бруновна любит грибы, — и как косвенный: как грибник собирает грибы, так актриса запоминает жизненные впечатления, чтобы потом использовать их в своих работах.

Инсталляции требуют от зрителей не только пассивного наблюдения, но и прямой активности. Взаимодействие организовано по принципу, отсылающему к другой Алисе, героине Льюиса Кэррола. О нем сообщает первая инсталляция, дверь, за которой скрывается надпись: «Открой меня», «Нажми на меня», «Посмотри на меня» — таблички-указания станут проводниками в мир Алисы, который откроется только тому, кто не побоится нажать, посмотреть, увидеть и услышать». Завершается путешествие по мирам актрисы в одиннадцатом пункте, укромном кабинете, где розовый стол будто приготовлен для безумного чаепития. Вместо чая в чашках семечки: их грызет Алиса Фрейндлих, избавляясь от привычки к курению.



Фото: Стас Левшин, фото предоставлено пресс-службой БДТ

Создателями выставки стала независимая команда по разработке музейных проектов «Группа 10». Это не первый опыт сотрудничества «Группы 10» с БДТ: ранее они уже подготовили для БДТ проекты к юбилеям Олега Басилашвили и Валерия Ивченко. «Вдохновлялись мы сложностью характера актрисы и одновременно легкостью, нежностью, и при этом смелостью и хулиганистостью, и поэтому в каждой точке выставки пытались передать это при помощи соединения текста, предметов, смелого цвета и небольших табличек, которые побуждают вас что-то сделать, чтобы узнать что-то новое об Алисе Фрейндлих, если вы не побоитесь совершить нужное действие» — рассказала участница проекта Ксения Сурикова.

На открытии выставки присутствовал худрук БДТ Андрей Могучий, который пожелал имениннице здоровья и сообщил, что, по его мнению, секрет зрительской любви к ней заключается в той магии, которую Алиса Фрейндлих творит на сцене. Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе БДТ, сама Алиса Бруновна увидит подарок к юбилею вместе со своей семьей и гостями, на «домашнем» празднике, который пройдет в театре сегодня вечером. Зрители БДТ смогут увидеть выставку перед началом спектакля и в антрактах.

Алёна Палатченко, специально для «Фонтанки.ру»

 

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>