
«Сиротский Бруклин»: Актёр из «Халка» и «Бойцовского клуба» — за лузеров

В прокате — вторая режиссерская и первая сценарно-продюсерская работа актера Эдварда Нортона. Впечатляющий и неожиданно актуальный неонуар по мотивам современной американской прозы.
Вообще это событие в равной степени литературное и кинематографическое. Для широкой аудитории — самостоятельный проект сценариста, режиссера и продюсера Нортона, самого разностороннего американского актера, который одинаково оригинален в «Халке» и «Бердмене», «Бойцовском клубе», и «Отеле Гранд Будапешт». Для читающей публики — экранизация одного из хитов книжного рынка, одноименного романа Джонатана Летема, получившего в 1999 году престижную премию национального круга книжных критиков.
На русский текст не переведен, как и вообще все, что написано Летемом — за исключением «Садов диссидентов». А книжка действительно мощная, такая ядерная смесь «Над пропастью во ржи» и детективов Патриции Хайсмит. Главный герой — страдающий синдромом Туретта сирота, которого воспитал и ввел в свое дело частный детектив (как вам такое, Ю Несбе и прочие создатели сыщиков со странностями). Воспитателя убивают, и молодой человек решает расследовать его гибель. Достаточно быстро он понимает, что в деле замешаны нью-йоркские официальные лица, огнем и мечом проводящие в городе процесс джентрфикации. То есть они зачищают «черные» кварталы, чтобы за копейки выкупить их и построить на месте трущоб Бронкса свой дивный новый мир.
От Нортона, как от любого актера-режиссера, стоило ждать сильных ролей в «Бруклине». Они тут есть, и в изобилии. Сам он забрал себе главную партию, конечно, — и справился с ней первоклассно. Синдром Туретта штука вообще зрелищная — больные выкрикивают слова и нечленораздельные звуки. Но Нортон сделал диагноз героя не просто элементом шоу, а чертой характера. Персонажа разрывает на части, внутри него живет какое-то существо, которое скандалит, сально шутит, визжит и крякает. Что не мешает успешно вести расследование.
Ничуть не менее выразительны прочие актерские работы — может, не лучшие, но очень достойные. Брюс Уиллис, наконец, просто играет немолодого и неглупого дядьку, воспитателя главного героя – без всяких фиг в кармане и двусмысленностей. Уиллему Дефо досталась роль трусливого оппозиционера, которую он играет ничуть не менее азартно, чем все прочие в своей фильмографии. Алек Болдуин демонстрирует мастерство создания отрицательного персонажа буквально из ничего – главный антагонист фильма никаких страшных речей не произносит, да и никаких особых злодейств не совершает. Но его фигура — просто концентрат отрицательного обаяния.
Это все, повторюсь, ожидаемо. Неожиданно — и радостно — что Нортон пошел дальше. Он прощупал в романе Летема кинематографичность особого сорта, схожесть со старым нуаром, медленным и мрачным детективом сороковых-пятидесятых годов. Все элементы жанра – налицо. Нью-Йорк холоден и сумрачен, герой отчаян и не имеет никаких шансов на победу над врагом. Стиль тоже воссоздан детально: шляпы, пробки, смог над Гудзоном. Но и тут Нортон не останавливается: реконструирует не только стиль, но и весь его контекст, с нуаром связанный. Летему в романе эпоха нужна была, чтобы показать слом времени, поэтому здесь и введена тема джентрификации как буквально зримого образа этих перемен. Нортону важен не только снос домов. Он реконструирует планировку и топографию Бронкса, размещает эпизоды в знаковых для пятидесятых местах — общественных бассейнах, станциях метро, барах, закусочных, джазовых клубах. Герои слушают ровно то, что слушали их ровесники в то время — Паркера, Колтрейна.
Одна из ключевых сцен вовсе разыгрывается на стареньком Пенсильванском вокзале, снесенном в шестидесятые. А для режиссеров нуара это была одна из любимых локаций — и Нортон ее заботливо восстанавливает в мельчайших деталях.
Из этого всего добротного материала получается не столько качественное, сколько актуальное зрелище (не в меньшей, а то и в большей степени, чем «Джокер»). Конфликт нуара — слабой силы и сильной слабости, лузера и хозяина жизни — обретает современное звучание. Наверное, потому что время опять, как и полвека назад, ломается, движется куда быстрее тех, кому принадлежит власть. Те на него огрызаются, считают, что могут замедлить, попросту подчинить себе. Уверены, что лузеры и маргиналы останутся с носом. А в итоге сами оказываются сброшенными с корабля современности.
«Бруклин» не дарит зрителю удовольствия увидеть наказание злодея. Тем очевиднее в финале, что оно не нужно. Время само расставит все по местам. Имена сыщиков нуара остались. А вот кто от них отмахивался, кто перестраивал, инвестировал и подписывал контракты — никто и никогда уже не вспомнит.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Что смотреть на «Послании к человеку»: космос, рэйвы и слоны — 10 ярких фильмов из программы фестиваля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
Статьи
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17