В Петербурге скончался лауреат «Нобелевки для музыкантов» дирижер Марис Янсонс

01 декабря 2019, 13:21
Версия для печати Версия для печати

30 ноября в своей квартире в Петербурге скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс, народный артист России, обладатель премии Grammy за исполнение 13-й симфонии Шостаковича с симфоническим оркестром Баварского радио, лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна и Премии Эрнста фон Сименса, которую называют «Нобелевской премией для музыкантов». Маэстро было 76 лет, незадолго до смерти он упал и был вынужден отменить ряд концертов.

Марис Янсонс
Марис Янсонс

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Сын известного дирижера Арвида Янсонса, он с детства рос среди самых знаменитых музыкантов и композиторов. Знал Мстислава Ростроповича, который был другом его отца, жал руку Шостаковичу, о чем, как о большой чести, вспоминал в интервью, мог консультироваться по вопросам музыки со всеми ведущими артистами. Потом, уже сам, штурмуя музыкальный Олимп, работал ассистентом Мравинского в Ленинградской Филармонии, проходил стажировку у самого Герберта фон Караяна.

Но настоящей всемирной славы добился за рубежом, работая с лучшими коллективами мира, среди которых оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и, конечно, великий Венский филармонический, с которым он несколько раз проводил самый «главный» концерт Европы – новогодний, который транслируется на весь мир, и смотреть который в Европе – традиция. Интересно, что, по традиции этих авторитетнейших коллективов, музыканты оркестра сами выбирали себе дирижером Янсонса – и он почитал это за честь.

Янсонс многое сделал для поддержки классической музыки: выступал с уличными концертами, которые могли слушать бесплатно все желающие, а, получив премию Эрнста фон Сименса, размер которой составляет 250 тысяч евро, пожертвовал ее на строительство в Мюнхене концертного зала с уникальной акустикой. Старался следить за творчеством современных композиторов и, находя что-либо для себя интересное, – исполнять их музыку.
При этом Янсонс не забывал и Петербург – время от времени он привозил сюда лучшие мировые коллективы, и при этом сам называл себя петербуржцем – в его квартире в знаменитом Толстовском доме была роскошная библиотека, которой для него, как для каждого интеллигентного петербуржца, была его гордостью. При этом он оставался человеком открытым, доброжелательным и внимательным, одаривая своих собеседников сияющей улыбкой.

Своей задачей, с которой он выходил на сцену, Марис Янсонс называл создание энергии и атмосферы, которая могла открыть для слушателя другие миры и дать возможность испытать нечто особенное.

«И если публике это понравилось и на другой день слушатель говорит, что вчера был словно в другом мире, – тогда, я думаю, мы свою задачу выполнили», – говорил  он.

"Фонтанка.ру"

 

 

 

Танцевать на своём квадратике. Как в Петербурге пройдут первые легальные концерты и грядёт ли вторая волна отмен

Организаторы петербургских уличных фестивалей после месяцев неопределённости начинают строить планы на будущее. Концерты и зрелищные мероприятия под открытым небом в городе вопреки коронавирусу разрешено проводить с 8 августа. Некоторые пространства уже на этой неделе обещают выложить новую программу сезона и объявить о своём возвращении, другие же загадывать пока не рискуют и хотят провести хотя бы то, что планировали на начало лета. Вот только вновь обретённое «право на воздух» большинству промоутеров не поможет.

Статьи

>