В Петербурге скончался лауреат «Нобелевки для музыкантов» дирижер Марис Янсонс
30 ноября в своей квартире в Петербурге скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс, народный артист России, обладатель премии Grammy за исполнение 13-й симфонии Шостаковича с симфоническим оркестром Баварского радио, лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна и Премии Эрнста фон Сименса, которую называют «Нобелевской премией для музыкантов». Маэстро было 76 лет, незадолго до смерти он упал и был вынужден отменить ряд концертов.

Марис Янсонс
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
Сын известного дирижера Арвида Янсонса, он с детства рос среди самых знаменитых музыкантов и композиторов. Знал Мстислава Ростроповича, который был другом его отца, жал руку Шостаковичу, о чем, как о большой чести, вспоминал в интервью, мог консультироваться по вопросам музыки со всеми ведущими артистами. Потом, уже сам, штурмуя музыкальный Олимп, работал ассистентом Мравинского в Ленинградской Филармонии, проходил стажировку у самого Герберта фон Караяна.
Но настоящей всемирной славы добился за рубежом, работая с лучшими коллективами мира, среди которых оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и, конечно, великий Венский филармонический, с которым он несколько раз проводил самый «главный» концерт Европы – новогодний, который транслируется на весь мир, и смотреть который в Европе – традиция. Интересно, что, по традиции этих авторитетнейших коллективов, музыканты оркестра сами выбирали себе дирижером Янсонса – и он почитал это за честь.
Янсонс многое сделал для поддержки классической музыки: выступал с уличными концертами, которые могли слушать бесплатно все желающие, а, получив премию Эрнста фон Сименса, размер которой составляет 250 тысяч евро, пожертвовал ее на строительство в Мюнхене концертного зала с уникальной акустикой. Старался следить за творчеством современных композиторов и, находя что-либо для себя интересное, – исполнять их музыку.
При этом Янсонс не забывал и Петербург – время от времени он привозил сюда лучшие мировые коллективы, и при этом сам называл себя петербуржцем – в его квартире в знаменитом Толстовском доме была роскошная библиотека, которой для него, как для каждого интеллигентного петербуржца, была его гордостью. При этом он оставался человеком открытым, доброжелательным и внимательным, одаривая своих собеседников сияющей улыбкой.
Своей задачей, с которой он выходил на сцену, Марис Янсонс называл создание энергии и атмосферы, которая могла открыть для слушателя другие миры и дать возможность испытать нечто особенное.
«И если публике это понравилось и на другой день слушатель говорит, что вчера был словно в другом мире, – тогда, я думаю, мы свою задачу выполнили», – говорил он.
"Фонтанка.ру"
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.