«А был ли мячик?» На что обратить внимание на выставке Дейнеки и Самохвалова

23 ноября 2019, 15:16
Версия для печати Версия для печати

«Матч» между двумя художниками на двух этажах «Манежа» оказался самой заметной выставкой осени, а то и всего года. «Фонтанка» обращает внимание на самые острые «голевые» моменты.

Куратор Семен Михайловский «положил на обе лопатки» Русский музей с классиком-Репиным. И дело не только и не столько в выигрышной теме, сколько в подаче — простой, яркой, запоминающейся и разнообразной. И главное – идеологически взвешенной: одни запомнят «спортсменок-комсомолок», другие – откровенное «кабаре», третьи, разглядев детали, – откровенную же антисоветчину, четвертые — Мейерхольда.

Все разжевано до примитивного: вот тебе мир, вот тебе труд, а вот тело – буквально. Так называются разделы-сектора. И даже к этикеткам подходить и наклоняться не надо: с нескольких метров видно: где Самохвалов – на этикетке одна большая «С», где Дейнека – «Д». А остальное в принципе можно и не читать, и так понятно: живопись – фигуративная: что изображено – то и подписано.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

«Играющий» за Москву Дейнека и представляющий Ленинград Самохвалов, как «Спартак» и «Зенит», были обречены на сравнение. Но «игра» получилась равной. «Когда мы начинали, нам было очевидно, что Дейнека — победитель, а Самохвалов значительно ему уступает, — поделился Семен Михайловский. — Есть 2-3-4 работы знаковые, но все-таки он слабее. Но когда мы это выставили, совместили, оказалось, что Самохвалов такой щемящий, сердечный и тонкий, что вроде где-то он и более интересный. Получилась интрига: здесь тебе больше один нравится, здесь другой».

Подача на этой выставке, как и в футболе, — одно из главных. Раньше в Петербурге было только одно большое выставочное пространство, где подсвечивали картины особым образом, выделяя каждую из них, по контуру, светом в темноте, — это Музей Фаберже: его полотна словно светились изнутри. На этот раз дизайнер экспозиции в Манеже Антон Горланов пошел по тому же пути (к слову, он же оформлял одну из предыдущих выставок Михайловского, «Христос в темнице»). Теперь часть экспозиции в «Манеже» выделена таким же образом.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

«В нижних залах темно, потому что там — шахтеры и метростроевки, и вещи такие, которые надо отдельно показывать, — говорит Михайловский. — А потом ты восходишь наверх, где «Война» и «Мир», — там свет. Он «жарит»: тут и красное, и зеленое. А потом ты выходишь на футбольное поле и оказываешься перед софитами».

Кстати, о темноте. Одна из самых запоминающихся картин – «Шахтер» Дейнеки. Узкое вертикальное полотно повешено в углу, как раньше вешали иконы, и как в свое время решился повесить свой супрематический квадрат Казимир Малевич, чем наделал немало шуму. В случае с шахтером такое положение картины обращает внимание на ее раму, действительно, золоченую, с узорами по углам. Измазанное лицо человека в такой же измазанной одежде, — совсем не героический облик, — скорее, уподобляет его мученикам из религиозной живописи.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Герои собраны в другом месте, в правой галерее. Так и подписано: герои. Красные стены, рамы, все солидно. Прямо «Галерея героев 1812 года» – привет Эрмитажу! Но это такой подвох – если приглядеться. Здесь собраны портреты, но вид у многих изображенных отнюдь не геройский. Например, перекошенный, лишенный привычных пропорций, как у Пикассо, женский портрет Дейнеки. Или скрипачка, стоящая к зрителю вообще спиной на картине Самохвалова «Голубые сумерки». Или милиционер с отчего-то коричневым блином вместо лица и почти без выделенных на нем глаз, носа и рта на тарелке Самохвалова. В 1923 году, когда произведение создавалось, так было еще можно. Через лет десять уже нет.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Кстати, о годах. Очень трудоемкая для изучения подача, но очень наглядная: на выставке по комнатке выделено под «таймлайны», линии жизни каждого из художников. Причем на них события его собственной жизни соотнесены с крупнейшими событиями в жизни страны и мира. Например, у Самохвалова. 1894: 1 ноября скончался император Александр III, в Москве открыт музей в усадебном доме Бахрушина – 8 августа в Бежецке Тверской губернии родился Александр Самохвалов. 1905 год: окончил церковно приходскую школу – начало первой русской революции, восстание на броненосце «Потемкин». И далее: начинается блокада Ленинграда – уезжает в Новосибирск с Ленинградским академическим театром драмы имени Пушкина, где служит художником-постановщиком. Конструирует дюралюминиевую сценическую коробку для фронтового филиала. Потом уже в мирное время: Советский Союз смотрел премьеру «Ну, погоди» – а художник открывал для себя Италию, Андрей Сахаров учреждает Комитет прав человека в СССР – художник пишет портрет Ленина.

У Дейнеки линия жизни начинается с той же даты, хотя сам он появился несколькими годами позднее, в 1899-м, в Курске, в семье железнодорожника. Когда страна праздновала 100-летие со дня рождения Пушкина, а Лев Толстой закончил «Воскресение». Кстати, из этого таймлайна вы откроете для себя, что Дейнека (к слову, работавший фотографом угрозыска), участвовал в Венецианской биеннале (привет недавнему увольнению Михайловского с поста комиссара российского павильона). И даже увидите, как она тогда выглядела.

Первое, что постят в соцсетях посетители выставки, — это обнаженные тела. Их там действительно много, но как раз они пишутся художниками без особого эротизма. Моющиеся мужчины, отдыхающие – это все не про то. Есть и просто откровенные изображения пера того же Дейнеки (тушью) – «Танцующие» и «Кабаре», Эгон Шиле был бы доволен. Есть даже целая «Даная» — натурщица у того же Дейнеки, только отвернувшаяся от зрителя. Но настоящий «секс в Советском Союзе» — в повседневных изображениях – девушки-лаборатнки Самохвалова, в простом свитерке, или даже его же официантки: рядом висят картина «Встреча друзей» и эскиз к ней – видно, как художник сперва увлекся формами дамы, угощавшей чаем военных, а потом слегка затушевал эффект. Но с таким эскизом рядом сама картина читается уже по-другому.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

После того, как зритель заканчивает осмотр выставки, он попадает на поле – примерно к 11-метровой отметке.

«Этот свет бьет тебе в глаза, стоят ворота, нет мяча, и пустота, — констатирует Михайловский. — Ты вышел на футбольное поле, ты участник этого матча. И много смыслов есть еще — что это пустые ворота, пустой стадион, слепящий свет — много смыслов, и метафизика: вокруг нет ни искусства, ничего, — одна скульптура просто стоит. Это один из самых удачных элементов этой выставки, которая заставляет нас задуматься, остановиться».

И вот, вы уже осмотрели выставку, идете одеваться, и боковое зрение цепляет расписание лекций, дополнительную программу к выставке. И тут – самый интересный тест: заметили или нет? Стилистика афиш современных событий – советская. Вспоминаете? Сейчас уже 2019 год. Настолько погрузиться в выставку, что воспринять их как что-то само собой разумеющееся – легко. С одной стороны, значит, создателям выставки все удалось, и это хорошо. А с другой: а выйдя за пределы зала, вы заметите такие же «вторжения» из советской эпохи в чем-то другом? И вот тут уже понимаешь, что выставка не только об искусстве и совсем не о прошлом.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Также читайте: Кого трясет от дуэли «Зенит» – «Спартак», спешите на матч «Дейнека – Самохвалов»

 

 

 

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>