
«Грех» Андрея Кончаловского: Прямая линия с президентом

В кинотеатрах начали показывать «Грех» Андрея Кончаловского. Формально — кино о Микеланджело. На самом деле — пространный монолог режиссера, адресованный чиновникам, политикам, ну и, для разнообразия, церковным иерархам.
В основу сюжета Кончаловский берет разработанную еще Мережковским в его новелле о Микеланджело схему отношений художника и власти: кардиналы и папы грызутся, желают покорить буйный талант гения, а тот и сам не слишком способен с ним совладать. Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, бесконечно вгрызается в мрамор, чтобы закончить гробницу папы Юлия Второго, а от него еще требуют оформить фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (если вдруг кто-то не знает — он так и стоит до наших дней без отделки).
Кончаловский, конечно, энциклопедист, в этом его сила. Тут не только Мережковский взят в соавторы. Цитируется — буквально, мизансценами, жестами, позами — «Декамерон» Пазолини, темами и образами — «Андрей Рублев» (там была эпопея с колоколом, тут — со спуском с горы мраморной глыбы). Более того — в очередной раз Кончаловский успевает схватить на лету новейшие тенденции. В финале вообще есть прямая отсылка к «Дому, который построил Джек». Там к герою является Вергилий, тут приходит, конечно, Данте (правда, он куда менее многословен, чем триеровский персонаж). Строит Кончаловский мостик и к «Мистеру Тернеру» с его отважным сочетанием мерзкого вонючки и его божественных произведений (хотя до совсем уж грубого физиологизма Кончаловский не доходит: про его Микеланджело разве что говорят, будто он не моется и не меняет одежду, в кадре он остается фактурным стариканом).
Впечатляет, конечно, и сам массив материала. Двухчасовая эпопея с кучей действующих лиц, сплошь безвестные итальянские актеры. Единственное знакомое лицо — на пару секунд мелькающая призраком Юлия Высоцкая. Хотя Умберто Орсини, который играет маркиза Маласпини, снимался еще у Феллини и Висконти, он все же не слишком популярен. К тому же, лица подобраны предельно точно: и папа Лев очень похож на собственный портрет работы Рафаэля, и его предшественник Юлий Второй точно такой, каким глядит с полотна в Уффици. Наконец, тут есть сильные образы, которые вытащить на экран может только стойкий романтик-шестидесятник, каковым Кончаловский и является: чего стоит хотя бы мраморная глыба (она и на афише фильма изображена). Ее спускают битый час экранного времени с горы, она забирает жизни, из нее делается искусство. Сейчас такое, конечно, не носят, слишком прямолинейно и патетично: честь и хвала Кончаловскому, что он хранит верность тому, что его перепахало больше полувека назад и одновременно, что называется, открыт всему новому.
Главная беда «Греха» в том, что из этого богатого материала, энциклопедии образов и мотивов складывается вещица совершенно затраченных средств не стоящая. Нехитрое кино про художника и власть. Тем более, по определению спорное в двадцать первом веке: уж слишком педалируются отношения Микеланджело с донаторами. К тому же, и это хуже всего, история титана Возрождения — именно в виду романтизма Кончаловского – подается с очень ясно читаемой исповедальностью. Режиссер, который поработал с разными патронами (не будем уж его семью приплетать, ладно) — и с советским Госкино, и с голливудскими мейджорами — знает, о чем говорит.
Вообще, для полноты картины стоило в качестве дополнительного материала показывать в финале картины встречу Путина с папой Римским, во время которой президент подарил понтифику диск с фильмом. Вот так надо было, лопух Микеланджело. Не таскаться по высоким кабинетам с модельками, не выслушивать правки кардиналов, а договориться, скажем, с кем-нибудь из Медичи, кто посговорчивее — вот он пусть и дарит надгробие папы Юлия папе Льву. Пожалуй, впервые Кончаловский-режиссер (как оратор он много раз через это проходил) действительно ступил в зону риска, где его очевидно будут обвинять в том, что он «пасет народы» и считает возможным снимать кино для политиков.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26