
«Грех» Андрея Кончаловского: Прямая линия с президентом

В кинотеатрах начали показывать «Грех» Андрея Кончаловского. Формально — кино о Микеланджело. На самом деле — пространный монолог режиссера, адресованный чиновникам, политикам, ну и, для разнообразия, церковным иерархам.
В основу сюжета Кончаловский берет разработанную еще Мережковским в его новелле о Микеланджело схему отношений художника и власти: кардиналы и папы грызутся, желают покорить буйный талант гения, а тот и сам не слишком способен с ним совладать. Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, бесконечно вгрызается в мрамор, чтобы закончить гробницу папы Юлия Второго, а от него еще требуют оформить фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (если вдруг кто-то не знает — он так и стоит до наших дней без отделки).
Кончаловский, конечно, энциклопедист, в этом его сила. Тут не только Мережковский взят в соавторы. Цитируется — буквально, мизансценами, жестами, позами — «Декамерон» Пазолини, темами и образами — «Андрей Рублев» (там была эпопея с колоколом, тут — со спуском с горы мраморной глыбы). Более того — в очередной раз Кончаловский успевает схватить на лету новейшие тенденции. В финале вообще есть прямая отсылка к «Дому, который построил Джек». Там к герою является Вергилий, тут приходит, конечно, Данте (правда, он куда менее многословен, чем триеровский персонаж). Строит Кончаловский мостик и к «Мистеру Тернеру» с его отважным сочетанием мерзкого вонючки и его божественных произведений (хотя до совсем уж грубого физиологизма Кончаловский не доходит: про его Микеланджело разве что говорят, будто он не моется и не меняет одежду, в кадре он остается фактурным стариканом).
Впечатляет, конечно, и сам массив материала. Двухчасовая эпопея с кучей действующих лиц, сплошь безвестные итальянские актеры. Единственное знакомое лицо — на пару секунд мелькающая призраком Юлия Высоцкая. Хотя Умберто Орсини, который играет маркиза Маласпини, снимался еще у Феллини и Висконти, он все же не слишком популярен. К тому же, лица подобраны предельно точно: и папа Лев очень похож на собственный портрет работы Рафаэля, и его предшественник Юлий Второй точно такой, каким глядит с полотна в Уффици. Наконец, тут есть сильные образы, которые вытащить на экран может только стойкий романтик-шестидесятник, каковым Кончаловский и является: чего стоит хотя бы мраморная глыба (она и на афише фильма изображена). Ее спускают битый час экранного времени с горы, она забирает жизни, из нее делается искусство. Сейчас такое, конечно, не носят, слишком прямолинейно и патетично: честь и хвала Кончаловскому, что он хранит верность тому, что его перепахало больше полувека назад и одновременно, что называется, открыт всему новому.
Главная беда «Греха» в том, что из этого богатого материала, энциклопедии образов и мотивов складывается вещица совершенно затраченных средств не стоящая. Нехитрое кино про художника и власть. Тем более, по определению спорное в двадцать первом веке: уж слишком педалируются отношения Микеланджело с донаторами. К тому же, и это хуже всего, история титана Возрождения — именно в виду романтизма Кончаловского – подается с очень ясно читаемой исповедальностью. Режиссер, который поработал с разными патронами (не будем уж его семью приплетать, ладно) — и с советским Госкино, и с голливудскими мейджорами — знает, о чем говорит.
Вообще, для полноты картины стоило в качестве дополнительного материала показывать в финале картины встречу Путина с папой Римским, во время которой президент подарил понтифику диск с фильмом. Вот так надо было, лопух Микеланджело. Не таскаться по высоким кабинетам с модельками, не выслушивать правки кардиналов, а договориться, скажем, с кем-нибудь из Медичи, кто посговорчивее — вот он пусть и дарит надгробие папы Юлия папе Льву. Пожалуй, впервые Кончаловский-режиссер (как оратор он много раз через это проходил) действительно ступил в зону риска, где его очевидно будут обвинять в том, что он «пасет народы» и считает возможным снимать кино для политиков.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.