
Вода из Японии и дышащий газон: в Петербурге открылся «Киберфест»

Зрителям самого высокотехнологичного из фестивалей современного искусства Петербурга «подали» знаки из космоса.
Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест» занимается искусством молодым, использующим новые технологии — будь то съемки с камер наблюдения, дополненная или виртуальная реальность, искусственный интеллект и прочие то ли радости, то ли ужасы будущего. Собственно, поэтому проект и небанален: Эрмитажу обычно не до сиюминутного, остальным — не до некоммерческого. А тут — у организаторов и желание показать новое есть, и международные связи. Недаром кое-что из программы нынешнего фестиваля уже побывало в Венеции, а основной выставочный проект делали несколько кураторов, представляющих разные страны.
В 2019 году в череде событий вокруг культурного форума «Киберфест» подзатерялся — и немудрено: в один вечер с ним открывали «Дейнеку/Самохвалова» в Манеже. Кроме того, проект работает на нескольких площадках, экспозиции на которых начинают работать в разные дни. Поэтому тем, кто соберется смотреть «Киберфест» ближе к его закрытию (24 ноября), повезет больше.
Зато гостям вернисажа показали перформанс в Анненкирхе — «живое рисование» на разложенных на полу гигантских ватманах. Пожилой японец Казу Янаги заботливо привез с собой из родной страны немного воды (чтобы налить ее в символический пруд на одном из ватманов), специальную кисть из четырех щеток наподобие обувных, несколько кистей для каллиграфии, а также материалы, по его словам, представляющие различные стихии — песок, камни, краски. Сам Янаги выступал «проводником космоса», который писал свое сотворение мира под живую полуэлектронную импровизацию. Процесс записывали на видео — причем вертикально сверху, и тут же транслировали на экран. Собственно, эту запись и покажут последующим гостям Анненкирхе — вкупе с расписанными ватманами. Больше туда идти, в общем, и незачем: выставка на втором этаже отношения к делу не имеет, а видео с павлином можно посмотреть на другой экспозиции.
В Академии Штиглица насыщеннее: парадный зал живет и дышит в буквальном смысле — ровно по его центру установили искусственный газон в клумбе, участки земли в котором попеременно вздымаются и опускаются, а также издают звуки. Кинетическая инсталляция «Демоны второй природы» Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова — о том, «может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель». «Оживив» искусственный газон с помощью моторов и нейросети, художники предлагают задуматься, что такое искусственный интеллект, — новым создателем или демоном, который все разрушит.
О разрушении — и цифровая анимация Брайана Пейджа «Джесси (корчи) / Пакс (корчи)». Переживший смерть матери от рака американский художник дает испытать зрителям собственное «умирание»: датчики движения фиксируют движение, а изображенные на экранах тела реагируют на это, двигаться, дышать, издавать звуки, характерные для предсмертной агонии и в конце концов замирать без движения.
Безрадостный опыт предлагает и художница из Германии Марио Клингеманн — ее «Жуткое зеркало» в реальном времени считывает изображение с камеры и преобразует лица зрителей в пугающие образы, искажая их всего-навсего на основе ранее увиденных и «выученных» лиц.
Интересную игру с культурным багажом зрителя затеял Александр Теребенин: он выставил испещренную следами ударов деревянную доску-мишень для метания ножей, найденную в заброшенном здании военного училища. «Дорисовать» к ней мысленно Святого Себастьяна он оставил публике. И бегущей строкой, уведомляющей о демонстрации «достопримечательности» 24 часа в сутки, напомнил, что история войн и насилия не прекращается.
Среди других проектов — прогулка по сюрреалистическому пейзажу среди мутантов в виртуальной реальности от британцев Уильяма Лейтама и Лэнса Патнэма, вдохновленных творчеством художника-сюрреалиста Роберто Матты (его, кстати, недавно привозили в Эрмитаж). Глиняные портреты смартфонов с «оставленными» на них вмятинами от движения пальцев при скроллинге, свайпинге и увеличении масштаба показала участница последнего фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Александра Лерман (США). А о затопленной ныне Венеции напомнил выставлявшийся там проект организатора фестиваля Елены Губановой и Ивана Говоркова «Просветленный»: зритель, садясь на сиденье по центру инсталляции и натягивая канат, «раскрывает» лепестки лотоса, символизирующего тайну. Вот только видит он там лишь собственное отражение. Впрочем, так бывает при изучении произведений искусства: глубина увиденного зрителем зависит от его собственного культурного «багажа» и готовности домысливать — иногда за автора.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30