Вода из Японии и дышащий газон: в Петербурге открылся «Киберфест»

14 ноября 2019, 10:32
Версия для печати Версия для печати

Зрителям самого высокотехнологичного из фестивалей современного искусства Петербурга «подали» знаки из космоса.

Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест» занимается искусством молодым, использующим новые технологии — будь то съемки с камер наблюдения, дополненная или виртуальная реальность, искусственный интеллект и прочие то ли радости, то ли ужасы будущего. Собственно, поэтому проект и небанален: Эрмитажу обычно не до сиюминутного, остальным — не до некоммерческого. А тут — у организаторов и желание показать новое есть, и международные связи. Недаром кое-что из программы нынешнего фестиваля уже побывало в Венеции, а основной выставочный проект делали несколько кураторов, представляющих разные страны.

В 2019 году в череде событий вокруг культурного форума «Киберфест» подзатерялся — и немудрено: в один вечер с ним открывали «Дейнеку/Самохвалова» в Манеже. Кроме того, проект работает на нескольких площадках, экспозиции на которых начинают работать в разные дни. Поэтому тем, кто соберется смотреть «Киберфест» ближе к его закрытию (24 ноября), повезет больше.

Зато гостям вернисажа показали перформанс в Анненкирхе — «живое рисование» на разложенных на полу гигантских ватманах. Пожилой японец Казу Янаги заботливо привез с собой из родной страны немного воды (чтобы налить ее в символический пруд на одном из ватманов), специальную кисть из четырех щеток наподобие обувных, несколько кистей для каллиграфии, а также материалы, по его словам, представляющие различные стихии — песок, камни, краски. Сам Янаги выступал «проводником космоса», который писал свое сотворение мира под живую полуэлектронную импровизацию. Процесс записывали на видео — причем вертикально сверху, и тут же транслировали на экран. Собственно, эту запись и покажут последующим гостям Анненкирхе — вкупе с расписанными ватманами. Больше туда идти, в общем, и незачем: выставка на втором этаже отношения к делу не имеет, а видео с павлином можно посмотреть на другой экспозиции.

В Академии Штиглица насыщеннее: парадный зал живет и дышит в буквальном смысле — ровно по его центру установили искусственный газон в клумбе, участки земли в котором попеременно вздымаются и опускаются, а также издают звуки. Кинетическая инсталляция «Демоны второй природы» Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова — о том, «может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель». «Оживив» искусственный газон с помощью моторов и нейросети, художники предлагают задуматься, что такое искусственный интеллект, — новым создателем или демоном, который все разрушит.

О разрушении — и цифровая анимация Брайана Пейджа «Джесси (корчи) / Пакс (корчи)». Переживший смерть матери от рака американский художник дает испытать зрителям собственное «умирание»: датчики движения фиксируют движение, а изображенные на экранах тела реагируют на это, двигаться, дышать, издавать звуки, характерные для предсмертной агонии и в конце концов замирать без движения.

Безрадостный опыт предлагает и художница из Германии Марио Клингеманн — ее «Жуткое зеркало» в реальном времени считывает изображение с камеры и преобразует лица зрителей в пугающие образы, искажая их всего-навсего на основе ранее увиденных и «выученных» лиц.

Интересную игру с культурным багажом зрителя затеял Александр Теребенин: он выставил испещренную следами ударов деревянную доску-мишень для метания ножей, найденную в заброшенном здании военного училища. «Дорисовать» к ней мысленно Святого Себастьяна он оставил публике. И бегущей строкой, уведомляющей о демонстрации «достопримечательности» 24 часа в сутки, напомнил, что история войн и насилия не прекращается.

Среди других проектов — прогулка по сюрреалистическому пейзажу среди мутантов в виртуальной реальности от британцев Уильяма Лейтама и Лэнса Патнэма, вдохновленных творчеством художника-сюрреалиста Роберто Матты (его, кстати, недавно привозили в Эрмитаж). Глиняные портреты смартфонов с «оставленными» на них вмятинами от движения пальцев при скроллинге, свайпинге и увеличении масштаба показала участница последнего фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Александра Лерман (США). А о затопленной ныне Венеции напомнил выставлявшийся там проект организатора фестиваля Елены Губановой и Ивана Говоркова «Просветленный»: зритель, садясь на сиденье по центру инсталляции и натягивая канат, «раскрывает» лепестки лотоса, символизирующего тайну. Вот только видит он там лишь собственное отражение. Впрочем, так бывает при изучении произведений искусства: глубина увиденного зрителем зависит от его собственного культурного «багажа» и готовности домысливать — иногда за автора.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>