
Вода из Японии и дышащий газон: в Петербурге открылся «Киберфест»

Зрителям самого высокотехнологичного из фестивалей современного искусства Петербурга «подали» знаки из космоса.
Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест» занимается искусством молодым, использующим новые технологии — будь то съемки с камер наблюдения, дополненная или виртуальная реальность, искусственный интеллект и прочие то ли радости, то ли ужасы будущего. Собственно, поэтому проект и небанален: Эрмитажу обычно не до сиюминутного, остальным — не до некоммерческого. А тут — у организаторов и желание показать новое есть, и международные связи. Недаром кое-что из программы нынешнего фестиваля уже побывало в Венеции, а основной выставочный проект делали несколько кураторов, представляющих разные страны.
В 2019 году в череде событий вокруг культурного форума «Киберфест» подзатерялся — и немудрено: в один вечер с ним открывали «Дейнеку/Самохвалова» в Манеже. Кроме того, проект работает на нескольких площадках, экспозиции на которых начинают работать в разные дни. Поэтому тем, кто соберется смотреть «Киберфест» ближе к его закрытию (24 ноября), повезет больше.
Зато гостям вернисажа показали перформанс в Анненкирхе — «живое рисование» на разложенных на полу гигантских ватманах. Пожилой японец Казу Янаги заботливо привез с собой из родной страны немного воды (чтобы налить ее в символический пруд на одном из ватманов), специальную кисть из четырех щеток наподобие обувных, несколько кистей для каллиграфии, а также материалы, по его словам, представляющие различные стихии — песок, камни, краски. Сам Янаги выступал «проводником космоса», который писал свое сотворение мира под живую полуэлектронную импровизацию. Процесс записывали на видео — причем вертикально сверху, и тут же транслировали на экран. Собственно, эту запись и покажут последующим гостям Анненкирхе — вкупе с расписанными ватманами. Больше туда идти, в общем, и незачем: выставка на втором этаже отношения к делу не имеет, а видео с павлином можно посмотреть на другой экспозиции.
В Академии Штиглица насыщеннее: парадный зал живет и дышит в буквальном смысле — ровно по его центру установили искусственный газон в клумбе, участки земли в котором попеременно вздымаются и опускаются, а также издают звуки. Кинетическая инсталляция «Демоны второй природы» Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова — о том, «может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель». «Оживив» искусственный газон с помощью моторов и нейросети, художники предлагают задуматься, что такое искусственный интеллект, — новым создателем или демоном, который все разрушит.
О разрушении — и цифровая анимация Брайана Пейджа «Джесси (корчи) / Пакс (корчи)». Переживший смерть матери от рака американский художник дает испытать зрителям собственное «умирание»: датчики движения фиксируют движение, а изображенные на экранах тела реагируют на это, двигаться, дышать, издавать звуки, характерные для предсмертной агонии и в конце концов замирать без движения.
Безрадостный опыт предлагает и художница из Германии Марио Клингеманн — ее «Жуткое зеркало» в реальном времени считывает изображение с камеры и преобразует лица зрителей в пугающие образы, искажая их всего-навсего на основе ранее увиденных и «выученных» лиц.
Интересную игру с культурным багажом зрителя затеял Александр Теребенин: он выставил испещренную следами ударов деревянную доску-мишень для метания ножей, найденную в заброшенном здании военного училища. «Дорисовать» к ней мысленно Святого Себастьяна он оставил публике. И бегущей строкой, уведомляющей о демонстрации «достопримечательности» 24 часа в сутки, напомнил, что история войн и насилия не прекращается.
Среди других проектов — прогулка по сюрреалистическому пейзажу среди мутантов в виртуальной реальности от британцев Уильяма Лейтама и Лэнса Патнэма, вдохновленных творчеством художника-сюрреалиста Роберто Матты (его, кстати, недавно привозили в Эрмитаж). Глиняные портреты смартфонов с «оставленными» на них вмятинами от движения пальцев при скроллинге, свайпинге и увеличении масштаба показала участница последнего фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Александра Лерман (США). А о затопленной ныне Венеции напомнил выставлявшийся там проект организатора фестиваля Елены Губановой и Ивана Говоркова «Просветленный»: зритель, садясь на сиденье по центру инсталляции и натягивая канат, «раскрывает» лепестки лотоса, символизирующего тайну. Вот только видит он там лишь собственное отражение. Впрочем, так бывает при изучении произведений искусства: глубина увиденного зрителем зависит от его собственного культурного «багажа» и готовности домысливать — иногда за автора.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
- 22 марта 2025 - Весеннее солнце подсветило скульптуры в Академии художеств — посмотрите, какие они на пленке
- 22 марта 2025 - Фотограф и художник-метафизик Валентин Самарин умер в Петербурге
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.