
Вода из Японии и дышащий газон: в Петербурге открылся «Киберфест»

Зрителям самого высокотехнологичного из фестивалей современного искусства Петербурга «подали» знаки из космоса.
Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест» занимается искусством молодым, использующим новые технологии — будь то съемки с камер наблюдения, дополненная или виртуальная реальность, искусственный интеллект и прочие то ли радости, то ли ужасы будущего. Собственно, поэтому проект и небанален: Эрмитажу обычно не до сиюминутного, остальным — не до некоммерческого. А тут — у организаторов и желание показать новое есть, и международные связи. Недаром кое-что из программы нынешнего фестиваля уже побывало в Венеции, а основной выставочный проект делали несколько кураторов, представляющих разные страны.
В 2019 году в череде событий вокруг культурного форума «Киберфест» подзатерялся — и немудрено: в один вечер с ним открывали «Дейнеку/Самохвалова» в Манеже. Кроме того, проект работает на нескольких площадках, экспозиции на которых начинают работать в разные дни. Поэтому тем, кто соберется смотреть «Киберфест» ближе к его закрытию (24 ноября), повезет больше.
Зато гостям вернисажа показали перформанс в Анненкирхе — «живое рисование» на разложенных на полу гигантских ватманах. Пожилой японец Казу Янаги заботливо привез с собой из родной страны немного воды (чтобы налить ее в символический пруд на одном из ватманов), специальную кисть из четырех щеток наподобие обувных, несколько кистей для каллиграфии, а также материалы, по его словам, представляющие различные стихии — песок, камни, краски. Сам Янаги выступал «проводником космоса», который писал свое сотворение мира под живую полуэлектронную импровизацию. Процесс записывали на видео — причем вертикально сверху, и тут же транслировали на экран. Собственно, эту запись и покажут последующим гостям Анненкирхе — вкупе с расписанными ватманами. Больше туда идти, в общем, и незачем: выставка на втором этаже отношения к делу не имеет, а видео с павлином можно посмотреть на другой экспозиции.
В Академии Штиглица насыщеннее: парадный зал живет и дышит в буквальном смысле — ровно по его центру установили искусственный газон в клумбе, участки земли в котором попеременно вздымаются и опускаются, а также издают звуки. Кинетическая инсталляция «Демоны второй природы» Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова — о том, «может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель». «Оживив» искусственный газон с помощью моторов и нейросети, художники предлагают задуматься, что такое искусственный интеллект, — новым создателем или демоном, который все разрушит.
О разрушении — и цифровая анимация Брайана Пейджа «Джесси (корчи) / Пакс (корчи)». Переживший смерть матери от рака американский художник дает испытать зрителям собственное «умирание»: датчики движения фиксируют движение, а изображенные на экранах тела реагируют на это, двигаться, дышать, издавать звуки, характерные для предсмертной агонии и в конце концов замирать без движения.
Безрадостный опыт предлагает и художница из Германии Марио Клингеманн — ее «Жуткое зеркало» в реальном времени считывает изображение с камеры и преобразует лица зрителей в пугающие образы, искажая их всего-навсего на основе ранее увиденных и «выученных» лиц.
Интересную игру с культурным багажом зрителя затеял Александр Теребенин: он выставил испещренную следами ударов деревянную доску-мишень для метания ножей, найденную в заброшенном здании военного училища. «Дорисовать» к ней мысленно Святого Себастьяна он оставил публике. И бегущей строкой, уведомляющей о демонстрации «достопримечательности» 24 часа в сутки, напомнил, что история войн и насилия не прекращается.
Среди других проектов — прогулка по сюрреалистическому пейзажу среди мутантов в виртуальной реальности от британцев Уильяма Лейтама и Лэнса Патнэма, вдохновленных творчеством художника-сюрреалиста Роберто Матты (его, кстати, недавно привозили в Эрмитаж). Глиняные портреты смартфонов с «оставленными» на них вмятинами от движения пальцев при скроллинге, свайпинге и увеличении масштаба показала участница последнего фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Александра Лерман (США). А о затопленной ныне Венеции напомнил выставлявшийся там проект организатора фестиваля Елены Губановой и Ивана Говоркова «Просветленный»: зритель, садясь на сиденье по центру инсталляции и натягивая канат, «раскрывает» лепестки лотоса, символизирующего тайну. Вот только видит он там лишь собственное отражение. Впрочем, так бывает при изучении произведений искусства: глубина увиденного зрителем зависит от его собственного культурного «багажа» и готовности домысливать — иногда за автора.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».