Королевство на заброшенной фабрике, история в чемодане, разговор об убийстве: Что смотреть на фестивале NET в Петербурге
NET с 1998 года открывает для российских зрителей главные имена европейского искусства. В 2019 году он впервые пройдёт сразу в двух столицах — Петербурге и Москве. Петербургская программа с 22 ноября по 14 декабря покажет работы хедлайнеров европейского театра, — Кэти Митчел, Давида Эспиносы, Мило Рау, театральной компании SIGNA.
Для искушенных зрителей это возможность не пропустить интересные события мирового масштаба. Менее подготовленных гостей фестиваля ожидают еще большие открытия — вы испытаете на себе, что такое иммерсивный театр, сайт-специфик, театр объекта и различные междисциплинарные формы. Заберитесь на заброшенную фабрику, посмотрите на лауреата Grammy на сцене, узнайте всемирную историю за час с гидом «Фонтанки».
«Репетиция. История(и) театра (I)» Мило Рау
Александринский театр, 22 и 23 ноября
В своих спектаклях известный швейцарский режиссёр Мило Рау часто работает с документальным материалом, часто они бескомпромиссны, остры и политичны, его интересуют темы, о которых сложно или страшно говорить. В основу этого спектакля лег документальный сюжет о жестоком убийстве молодого человека в 2012 году в Бельгии. Эту историю режиссёр рассмотрит со специфически театральной точки зрения — он поставит вопрос возможности искусства говорить о насилии, обращаясь к истокам жанра трагедии.
Одно из средств, которые Рау использует в своих театральных экспериментах — сосуществование на сцене профессиональных актеров и любителей, он разрушает границу между ними. В этом спектакле четверо актёров играют на одной сцене с догситтером и кладовщиком. При их участии режиссеру предстоит с одной стороны заглянуть в самые тёмные уголки человеческой души, с другой — раскрыть силу театрального искусства.
Фото: Hubert Amiel/предоставлено фестивалем Net
«Игрушки» датской театральной компании SIGNA
Музей стрит-арта, с 27 ноября по 14 декабря
Спектакль театральной компании SIGNA «Игрушки» — мировая премьера. Датские мастера иммерсивного театра поставили его специально для фестиваля NET. SIGNA известны своими спектаклями-инсталляциями, они всегда работают за пределами театрального пространства, в данном случае — в Музее стрит-арта на заводе слоистых пластиков. Перед посещением этого представления стоит набраться смелости и решительности — между зрителями и перформерами нет физических границ, вы можете не только погрузиться в созданное художниками пространство, но и взаимодействовать с ним.
Фестиваль анонсирует премьеру интригующей цитатой: «Сейчас, когда я умираю, давай сыграем в игру. Я почти ничего не видела в жизни. Я больна и богата — ты молод и здоров и тебе нечего терять. У меня есть то, что нужно тебе, а я жажду всего, что имеешь ты. Времени мало, так что давай будем играть по моим правилам. Таковы мои условия. Это будет не просто. Но если ты одержишь победу, то все мои богатства станут твоими».
По сюжету богатая леди, вернувшаяся в родной город своей матери, тоскует о том, как мало успела ощутить за прожитые годы, и перед смертью создает на заброшенной фабрике целое королевство. Жители этого «государства» должны вызывать у королевы в воображении все непрожитые чувства.
В пространстве музея стрит-арта зрители «Игрушек» проведут 4 часа, а если покинут его до окончания, то вернуться уже не смогут. Но не стоит пугаться продолжительности, это далеко не предел — обычно спектакли и перформансы компании SIGNA длятся от 6 до 250 часов без остановки.
Фото: скриншот с сайта theatreolympics2019.com
«Всемирная история» Давида Эспиносы
Новая сцена Александринского театра, 30 ноября и 1 декабря
Испанец Давид Эспиноса сыграет на новой сцене Александринского «Всемирную историю», которая умещается в одном чемодане. Он занимается родственным кукольному предметным театром и уже дважды был гостем фестиваля NET.
Камерные спектакли Эспиносы разыгрываются на небольшом столе, где предметы — часто игрушки или декоративные фигурки, — словно в детской игре, становятся персонажами. Однако в материале он тяготеет к гигантизму — если на его столе помещались и голливудские блокбастеры, и пьесы Уильяма Шекспира, то почему бы и не всемирная история. Увлекательное аудиовизуальное путешествие по самым значимым событиям истории человечества займет всего чуть больше часа. Ключевыми характеристиками спектакля станут юмор и игровая природа театра, неизбежно вовлекающие зрителя в происходящее.
Фото: предоставлено фестивалем Net
«Zauberland» Кэти Митчел
Театр им. Комиссаржевской, 12 декабря
Митчел — один из самых известных современных британских режиссеров. В основу её спектакля, название которого переводится как «Заколдованная страна», лег цикл Роберта Шумана и Генриха Гейне «Любовь поэта». Кроме того, композитор Бернар Фоккуль и драматург Мартин Кримп специально для этой работы написали 16 новых песен. Подошла Митчел к материалу в своём стиле — спектакль изящен и лаконичен, режиссёр ограничивается минимальным набором выразительных средств, но тем не менее выводит зрителя из частной лиричной истории (которая, впрочем, увлекает как настоящий детектив), на размышления о глобальных проблемах. Главную роль исполнит лауреат премии Grammy, американская оперная певица Джулия Баллок.
Фото: Patrick Berger/предоставлено фестивалем Net
Что посмотреть в Москве
Фестиваль принципиально не делит программу на московскую и петербургскую. Некоторые спектакли сыграют и там, и там, но многие только в одной из столиц. Организаторы придерживаются системы вполне естественной для Европы, но непривычной для нашей большой страны. Они составляют для зрителей памятки, перечисляющие способы быстро и удобно добраться из Москвы в Петербург и наоборот, предполагая, что зритель будет путешествовать между городами. Так театральный опыт может стать целым приключением.
Так что, если разнообразие петербургских проектов «Нового Европейского Театра» покажется недостаточным, всегда можно решиться на путешествие и посмотреть московскую часть программы, она продлится с 13 ноября по 16 декабря. Там нас ждет спектакль «Why?» Питера Брука и Мари-Элен Этьен, посвященный одному из величайших реформаторов театра XX века, Всеволоду Мейерхольду; интерактивный музыкальный перформанс Иво Димчева «Селфи-концерт»; «R&J» Кати Бочавар — пластический спектакль по мотивам «Ромео и Джульетты» Шекспира; двухчастный спектакль «Пиноккио» Бориса Юхананова (в сумме — восемь часов!); физический и поэтический театр Анхелики Лидделл в спектакле «Ребро на столе: мать»; и спектакль на латинском языке «Августин. Исповедь» от известного бунтаря, андеграундного режиссёра Васи Березина.
Подробнее ознакомиться с расписанием показов спектаклей можно на сайте фестиваля NET.
Ксения Кожевникова, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
28 сентября 2024, 22:19
-
30 сентября 2024, 12:48