Покрутил и отжал. Как Сергей Шнуров попрощался с большой сценой

13 октября 2019, 12:49
Версия для печати Версия для печати

«Ленинград» надул жирафа, засунул полицейского в обезьянник и развесил под крышей «Газпром Арены» «тряпки».

Круг замкнулся. Шнуров снова вышел со своей группировкой на стадион, с которого год назад «Ленинград» начал прощальный тур по стране. С тех пор арена успела получить огненный опыт с немецкоговорящими мужчинами и сменить имя — в общем, не скучала. «Ленинград», тем более, был при делах. Финальный концерт получился вроде секса с бывшей: как раньше, только лучше. Все входы-выходы знакомы, ошибки прошлого учтены. Поскакали — разошлись, а то долгие проводы — лишние слезы. И в глубине души никто не верит, что это было в последний раз.

«Сорокашестилетний не очень хорошо поющий чувачок собирает полмиллиона зрителей в не самой богатой стране мира». Так изложил краткое содержание своего стадионного тура сам Сергей Шнуров. «Ленинград» переосмыслил наследие мундиаля, попользовавшись его стадионами, и вышел на количественный рекорд. Над качеством тоже пришлось попотеть, признав очевидное — стадионы вообще не очень приспособлены для того, чтобы там звучало что-то, кроме фанатских кричалок. «Газпром Арена» — не исключение, и первый концерт в 2018 году получился комом. «Звук был не очень, — сказал Шнуров журналистам за два часа до выхода на сцену. — Мы постарались, учли все недочеты. Закрыли купол, повесили тряпки, добавили акустики. Пробовали на саундчеке — звук получился, действительно классный».

«Тряпки», и правда, были. Массивные рулоны черного крепа под самой крышей стадиона траурно рифмовались с темой прощания, хотя сам Шнуров подчеркнул, что рыдать не надо — никто же не умер.



Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»

 

В 2018 году Шнуров, кстати, мечтал, что в туре у него будет «цирк Дю Солей» с музыкальным сопровождением». Акробатики не случилось. Зато на сцену водрузили огромный мультимедийный экран, на который вывели изображение покоцанной серой панельки времен эдак брежневских. Под окнами организовали игровую площадку в стиле «нерадивый муниципал»: карусель-вертушка, тренажер для жима лежа и сваренное из металлических труб детское недоразумение «засунь ногу — получи растяжение ахилла». В фан-зону задвинули длинный «язык» с фонарями и автобусной остановкой: кто на такой не выпивал, жизни не видел. Но стилистической доминантой стал большой надувной жираф, который всю дорогу безучастно смотрел в зал печальными нарисованными глазами. Зачем жираф — не уточнялось, но пятнистое длинношеее очевидно тащило в интерьер ассортимент ассоциаций, от стихов Гумилева до алкогольного делирия, когда мерещится черти что. А может кому-то просто нравилось надувать жирафа перед каждым концертом и смотреть, как он встает, а к финалу шоу сморщивается — но совсем чуть-чуть.

Как и год назад, на сцену вышли два десятка человек. Наряды девиц топорщились пайетками, в костюмах мужчин читался привет Тарантино: саксофонист Зонтов с каждым номером все больше становился похож на Брэда Питта однажды в спальном районе. Разве что рэпер ST, который прибился к «Ленинграду», как сын полка, оказался стилистически ни здесь, ни там в спортивных шортах с лосинками. Сам Шнуров явился публике в элегантном костюме-тройке — времена беззаботных прыжков по сцене в труханах прошли, и даже неизменной златой цепи в палец толщиной на шее не оказалось.



Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»

Для начала сделали приятно принимающей стороне — композиция «В Зените» с элементами караоке ожидаемо зашла на ура. Еще приятнее более широкой принимающей стороне стало, когда ритуально «сожгли» Москву с колоколами, куполами, Путиным и Собчак. Женский манифест с лейтмотивом «не скучай, смотри футбол» Шнуров к восторгу собравшихся отнес на свой счет. «Сиськи» и «Лабутены» Флорида Чантурия растянула так, что в очередной раз стало любопытно, где в ее теле помещается столько воздуха. Из свеженького предъявили «Кабриолет» и «i_$uss». На 3D к «Обезьяне и Орлу» среди пляшущих краснозадых макак в клетке внезапно возник расхристанный полицейский без штанов и в лаковых «гадах» с красными шнурками — смело, но мимолетно, сцена в обезьяннике явно заслуживала больше экранного времени. Получасовой антракт случился, нетрезвые фанаты, которых носило по фан-зоне, как пули со смещенным центром тяжести — тоже. В целом все были настроены благодушно, но одного героя с «фанки» охрана все же вывела, еще двое затеяли драку на танцполе. Совершенно бессмысленную, к слову: прийти с бланшем с концерта, на котором все орут и скачут, не велика доблесть, достаточно один раз щелкнуть клювом и словить чей-нибудь нечаянный локоть.

Чего музыкант точно не планирует делать, так это надрываться. «Гарантийный срок человека — 40 лет. Он на гарантии, как стиральная машина. Хорошо, если крутит. А если отжимает — вообще круто, — говорит Шнуров, попутно объясняя правила эксплуатации мужчин элегантного возраста. — В стиральную машину, которая отслужила свой срок, не надо засовывать кирпичи. Она просто встанет. Аккуратнее надо».



Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»

Похоже, группировка теперь отправится в захватывающее путешествие по и так уже неплохо освоенному ею миру закрытых корпоративов. Поле боя за право народа ругаться матом, поминать Путина всуе и хором орать: «Сиськи!» оставлено непонятно на кого: вряд ли «Ленинград» растит преемника из рэпера ST. А группу «Little Big», активно окучивающую поляну песен, простых, как мычание, Шнуров преемниками не считает.

«Мне не стыдно, — говорит он. — Я людей не бросаю. Я же их не приручил. Не испытываю никакой ответственности: меня никто не выбирал, я не депутат, у меня нет поста никакого. Сейчас «Ленинград», поставленный на паузу, гораздо уместнее и созвучнее происходящему в стране, чем если я буду дальше придумывать, как изобретать новые смыслы в этом абсурде».

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>