![](/mm/items/2019/10/13/0013/IMG_6331.jpg)
Покрутил и отжал. Как Сергей Шнуров попрощался с большой сценой
![Версия для печати](/www-include/decor/print.gif)
«Ленинград» надул жирафа, засунул полицейского в обезьянник и развесил под крышей «Газпром Арены» «тряпки».
Круг замкнулся. Шнуров снова вышел со своей группировкой на стадион, с которого год назад «Ленинград» начал прощальный тур по стране. С тех пор арена успела получить огненный опыт с немецкоговорящими мужчинами и сменить имя — в общем, не скучала. «Ленинград», тем более, был при делах. Финальный концерт получился вроде секса с бывшей: как раньше, только лучше. Все входы-выходы знакомы, ошибки прошлого учтены. Поскакали — разошлись, а то долгие проводы — лишние слезы. И в глубине души никто не верит, что это было в последний раз.
«Сорокашестилетний не очень хорошо поющий чувачок собирает полмиллиона зрителей в не самой богатой стране мира». Так изложил краткое содержание своего стадионного тура сам Сергей Шнуров. «Ленинград» переосмыслил наследие мундиаля, попользовавшись его стадионами, и вышел на количественный рекорд. Над качеством тоже пришлось попотеть, признав очевидное — стадионы вообще не очень приспособлены для того, чтобы там звучало что-то, кроме фанатских кричалок. «Газпром Арена» — не исключение, и первый концерт в 2018 году получился комом. «Звук был не очень, — сказал Шнуров журналистам за два часа до выхода на сцену. — Мы постарались, учли все недочеты. Закрыли купол, повесили тряпки, добавили акустики. Пробовали на саундчеке — звук получился, действительно классный».
«Тряпки», и правда, были. Массивные рулоны черного крепа под самой крышей стадиона траурно рифмовались с темой прощания, хотя сам Шнуров подчеркнул, что рыдать не надо — никто же не умер.
![](/mm/items/2019/10/13/0015/1.jpg)
Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»
В 2018 году Шнуров, кстати, мечтал, что в туре у него будет «цирк Дю Солей» с музыкальным сопровождением». Акробатики не случилось. Зато на сцену водрузили огромный мультимедийный экран, на который вывели изображение покоцанной серой панельки времен эдак брежневских. Под окнами организовали игровую площадку в стиле «нерадивый муниципал»: карусель-вертушка, тренажер для жима лежа и сваренное из металлических труб детское недоразумение «засунь ногу — получи растяжение ахилла». В фан-зону задвинули длинный «язык» с фонарями и автобусной остановкой: кто на такой не выпивал, жизни не видел. Но стилистической доминантой стал большой надувной жираф, который всю дорогу безучастно смотрел в зал печальными нарисованными глазами. Зачем жираф — не уточнялось, но пятнистое длинношеее очевидно тащило в интерьер ассортимент ассоциаций, от стихов Гумилева до алкогольного делирия, когда мерещится черти что. А может кому-то просто нравилось надувать жирафа перед каждым концертом и смотреть, как он встает, а к финалу шоу сморщивается — но совсем чуть-чуть.
Как и год назад, на сцену вышли два десятка человек. Наряды девиц топорщились пайетками, в костюмах мужчин читался привет Тарантино: саксофонист Зонтов с каждым номером все больше становился похож на Брэда Питта однажды в спальном районе. Разве что рэпер ST, который прибился к «Ленинграду», как сын полка, оказался стилистически ни здесь, ни там в спортивных шортах с лосинками. Сам Шнуров явился публике в элегантном костюме-тройке — времена беззаботных прыжков по сцене в труханах прошли, и даже неизменной златой цепи в палец толщиной на шее не оказалось.
![](/mm/items/2019/10/13/0017/3.jpg)
Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»
Для начала сделали приятно принимающей стороне — композиция «В Зените» с элементами караоке ожидаемо зашла на ура. Еще приятнее более широкой принимающей стороне стало, когда ритуально «сожгли» Москву с колоколами, куполами, Путиным и Собчак. Женский манифест с лейтмотивом «не скучай, смотри футбол» Шнуров к восторгу собравшихся отнес на свой счет. «Сиськи» и «Лабутены» Флорида Чантурия растянула так, что в очередной раз стало любопытно, где в ее теле помещается столько воздуха. Из свеженького предъявили «Кабриолет» и «i_$uss». На 3D к «Обезьяне и Орлу» среди пляшущих краснозадых макак в клетке внезапно возник расхристанный полицейский без штанов и в лаковых «гадах» с красными шнурками — смело, но мимолетно, сцена в обезьяннике явно заслуживала больше экранного времени. Получасовой антракт случился, нетрезвые фанаты, которых носило по фан-зоне, как пули со смещенным центром тяжести — тоже. В целом все были настроены благодушно, но одного героя с «фанки» охрана все же вывела, еще двое затеяли драку на танцполе. Совершенно бессмысленную, к слову: прийти с бланшем с концерта, на котором все орут и скачут, не велика доблесть, достаточно один раз щелкнуть клювом и словить чей-нибудь нечаянный локоть.
Чего музыкант точно не планирует делать, так это надрываться. «Гарантийный срок человека — 40 лет. Он на гарантии, как стиральная машина. Хорошо, если крутит. А если отжимает — вообще круто, — говорит Шнуров, попутно объясняя правила эксплуатации мужчин элегантного возраста. — В стиральную машину, которая отслужила свой срок, не надо засовывать кирпичи. Она просто встанет. Аккуратнее надо».
![](/mm/items/2019/10/13/0016/2.jpg)
Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»
Похоже, группировка теперь отправится в захватывающее путешествие по и так уже неплохо освоенному ею миру закрытых корпоративов. Поле боя за право народа ругаться матом, поминать Путина всуе и хором орать: «Сиськи!» оставлено непонятно на кого: вряд ли «Ленинград» растит преемника из рэпера ST. А группу «Little Big», активно окучивающую поляну песен, простых, как мычание, Шнуров преемниками не считает.
«Мне не стыдно, — говорит он. — Я людей не бросаю. Я же их не приручил. Не испытываю никакой ответственности: меня никто не выбирал, я не депутат, у меня нет поста никакого. Сейчас «Ленинград», поставленный на паузу, гораздо уместнее и созвучнее происходящему в стране, чем если я буду дальше придумывать, как изобретать новые смыслы в этом абсурде».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»
![](/mm/items/2024/7/25/0006/2345.jpg)
Куда пойти 26 — 28 июля: день ВМФ, фестиваль уличных театров и джаз в городе
Новости
- 26 июля 2024 - Композитор Филип Гласс обратился к Севастопольскому театру оперы и балета из-за пиратства
- 26 июля 2024 - Во Всероссийском музее Пушкина в Петербурге сменили директора
- 23 июля 2024 - Венецианский кинофестиваль огласил программу
- 23 июля 2024 - Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге объявил конкурсную программу и состав жюри
- 19 июля 2024 - Умерла создательница петербургского Театра Дождей Наталья Никитина
Статьи
-
26 июля 2024, 17:43В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» открыли новую экспозицию Галереи костюма. Одна ее часть будет постоянной и представит историю развития европейского костюма за последние 350 лет, а другая более детально покажет один из ее аспектов или периодов. Например, сейчас можно более детально изучить костюмы «Прекрасной эпохи».
-
23 июля 2024, 18:21В KGallery до 1 сентября работает выставка «Случайный тираж»: наследие ленинградской экспериментальной литографской мастерской показывают рядом с работами современных графиков. Благодаря американо-британскому арт-дилеру Эрику Эсторику, работы Анатолия Каплана, Веры Матюх и других показывали в Лондоне и Нью-Йорке буквально из-под железного занавеса, а в «Астории» он ухитрился организовать художникам абсолютно буржуазный банкет. «Фонтанка» обсудила с сокуратором «Случайного тиража» Александрой Генераловой истории, которые стоят за избранными листами.
-
21 июля 2024, 17:02
-
26 июля 2024, 20:33