‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

»стори€ фотографии в 11 фактах. „то не пропустить на выставке Ёрмитажа

12 окт€бр€ 2019, 18:30
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—выше 70 экспонатов — старые снимки, выполненные при помощи различных технологий, и, конечно, первые фотокамеры — представлены в реставрационно-хранительском центре Ёрмитажа «—тара€ деревн€». «десь с 12 окт€бр€ дл€ посетителей открываетс€ выставка «»з истории фотографии». ќна позвол€ет узнать, что такое физионотрас, как раскрашивали старые снимки, и когда в –оссии начали воровать интеллектуальную собственность. ј «‘онтанка» вам поможет.

1. ѕушкин не дожил до фотографии два года. ѕредтечей фотографии считают физионотрас — специальный прибор, помогавший даже непрофессионалу зарисовывать профили людей с высоким портретным сходством. —амого прибора, правда, на выставке нет — но есть инструмент похожего принципа действи€, камера-люцида середины XIX века: художник видел объект сквозь призму и обводил контуры на листе бумаги. Ёта конкретна€ камера принадлежала двор€нской семье Ўереметевых.

ѕортрет неизвестного. Ќеизвестный фотограф. ѕерва€ половина 1850-х. ƒагеротип
ѕортрет неизвестного. Ќеизвестный фотограф. ѕерва€ половина 1850-х. ƒагеротип

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

«‘отографи€ в полном смысле слова существовала уже в 1839 году, так что любима€ присказка всех историков: еще бы чуть-чуть — и у нас бы был портрет ѕушкина, — рассказывает старший научный сотрудник, хранитель коллекции фотографии отдела русской культуры Ёрмитажа Ќаталь€ јвет€н. — ќдна из книг начиналась словами французского писател€ и философа, что самым большим его потр€сением было, когда ему в руки попал портрет брата Ќаполеона. ќн видел реального человека, и почувствовал св€зь с той историей, что была почти мифологизирована».

¬ витрине выставлены изображени€, воплощенные на разных носител€х — металле, фарфоре, ткани, стекле, металлической пластине, а также раскрашенный и нераскрашенный варианты одной фотографии. —ама€ стара€ фоторабота из выставочных относитс€ к 1850-м. Ёто дагеротип, но истори€ не сохранила дл€ нас имен — ни автора, ни изображенного на портрете господина.

2. ѕромышленна€ фотографи€.

ћихаил Ќиколаевич ѕротопопов. –аскопки ’ерсонеса. 1890-е. јльбуминный отпечаток
ћихаил Ќиколаевич ѕротопопов. –аскопки ’ерсонеса. 1890-е. јльбуминный отпечаток

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

ѕараллельно с развитием фотографии шел промышленный переворот, случилс€ всплеск археологии. “ак что вперед шла не только художественна€ съемка, но и «прикладна€» — от промышленной, военной и интерьерной до археологической. Ќа выставке, например, представлен альбуминовый отпечаток 1890-х с раскопок ’ерсонеса. 

3.  артомани€ и криминалистика.

Ќеизвестный фотограф. ѕортрет ƒ.¬.  аракозова. 1866 г. јльбуминный отпечаток/ јтелье W.Sternitzki. ѕортрет императора јлександра II. 1876. јльбуминный отпечаток / Ќеизвестный фотограф. ѕортрет ќ.».  омиссарова. ѕосле 1866 г. јльбуминный отпечаток.
Ќеизвестный фотограф. ѕортрет ƒ.¬.  аракозова. 1866 г. јльбуминный отпечаток/ јтелье W.Sternitzki. ѕортрет императора јлександра II. 1876. јльбуминный отпечаток / Ќеизвестный фотограф. ѕортрет ќ.».  омиссарова. ѕосле 1866 г. јльбуминный отпечаток.

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

«— по€влением небольших форматов фотографии люди начинали их собирать, — рассказывает Ќаталь€ јвет€н. — Ќапример, вы увлекаетесь балетом — собираете портреты балерин, любите оперу, французский театр — собираете изображени€. Ќовое увлечение называлось «картомани€». ¬ реставрационно-хранительском центре представлена страница альбома, где р€дом расположились снимки императора јлександра II; ƒмитри€  аракозова, который на него покушалс€, и ќсипа  омиссарова, спасшего цар€.

«Ћюди писали историю по-своему», — замечает куратор. ¬ 1860-е в ≈вропе стало развиватьс€ такое направлении фотографии, как криминалистика. » в 1864 году в –оссии был открыт фотографический павильон —анкт-ѕетербургской городской полиции при “юремном замке, а в 1867 году — полицейска€ фотографи€ в ћоскве.

4.  ража интеллектуальной собственности. ќдин из экспонатов — сопоставление двух портретов “ургенева, практически одинаковых. ќдин — работы —.Ћ. Ћевицкого, другой — пересъемка ателье «¬езенберг и  о». «Ѕыли мастера успешные, талантливые и те, кто воровали художественные идеи, — по€сн€ет Ќаталь€ јвет€н. — Ќекоторые люди могли приобрести фотографию, пересн€ть ее и продать как собственную работу».

я.¬. ¬езенберг не пр€талс€, был хорошо известен как автор, занимавшийс€ пересъемкой и распространением чужих работ большими тиражами. Ќо ведь и к из€щным искусствам фотографию не относили, а значит, доказать факт нарушени€ авторского права было невозможно. ¬опрос законодательно решили только в 1912 году.

5. «—оздать альбом».

–амка-складень с портретами графов Ўуваловых. ‘ирка A.Giroux et Cie. Ќачало 1860-х. ћеталл, стекло, альбуминные отпечатки
–амка-складень с портретами графов Ўуваловых. ‘ирка A.Giroux et Cie. Ќачало 1860-х. ћеталл, стекло, альбуминные отпечатки

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

ѕо мере удешевлени€ карточек и уменьшени€ их формата насущной необходимостью стали фотоальбомы и фоторамки. ѕриобрести коробку дл€ фотографий стало возможным пр€мо в ателье, — на выставке представлен как раз такой образец — рамка-складень с портретами графов Ўуваловых, созданна€ во ‘ранции в начале 1860-х.

6. ѕервые репродукции шедевров мировой живописи. ќдним из применений фотографии стало копирование произведений искусства, фоторепродукци€.



‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

«Ёто один из наиболее сложных видов фотосъемки во второй половине XIX века, поскольку автор должен был быть не только мастером с технической стороны, но и обладать художественным вкусом, чтобы уметь пон€ть замысел художника, увидеть произведение и передать его», — рассказывает хранитель коллекции фотографии »рина “ерентьева.

ѕервый официальным фотографом Ёрмитажа был ‘едор Ќиколаевский. ћногие обращались за правом проводить там съемки и потом продавать изображени€. ¬ 1855 году зафиксировано первое упоминание о проведении в Ёрмитаже фотографических работ, а с конца 1860-х репродукции картин стали по€вл€тьс€ в широкой продаже.

7.  ак фотографи€ чуть было не стала цветной.

Ћеон ¬идаль. ƒарохранительница алтарна€ из собрани€ музе€ Ћувр. 1876. ‘отохроми€
Ћеон ¬идаль. ƒарохранительница алтарна€ из собрани€ музе€ Ћувр. 1876. ‘отохроми€

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

—реди примеров мировой музейной фотографии на выставке есть один французский, и его сразу заметно: он цветной. Ќа снимке Ћеона ¬идал€ запечатлена алтарна€ дарохранительница из собрани€ Ћувра. «Ёто еще не насто€ща€ цветна€ фотографи€, — уточн€ет “ерентьева. — — черно-белого негатива делали типографскую матрицу и уже на неЄ накладывали матрицы других цветов, как в литографии. Ќо так как изначальна€ основа была фотографическа€, с негатива, изображение было очень детальным, а цвета наносились произвольно. Ќо на тот момент, а это отпечаток 1870-х годов, это были лучшие цветные изображени€». »з-за трудоемкости процесса они не получили распространени€.

8. »скусство, а не копирование.  онец XIX — начало ’’ веков в области фотографии начинаютс€ оживлЄнные художественные поиски. «‘отографи€ от копировани€ уходит к желанию передать собственное отношение к предмету съемки, эмоций, — рассказывает »рина “ерентьева. — ѕо€вл€ютс€ новые жанры, такие, как ню — съемка обнаженной натуры. ѕроисходит возвращение к старым техникам. ‘отографи€ достигла определенного совершенства, и с этого момента почувствовала, что надо вернутьс€ к тому, что было вначале».

јтелье Boissonas&Eggler. ѕортрет художника  .ј. —омова в костюме јлладина. 1900-е. —оленый отпечаток
јтелье Boissonas&Eggler. ѕортрет художника  .ј. —омова в костюме јлладина. 1900-е. —оленый отпечаток

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

Ќапример, на выставке можно увидеть портрет художника  онстантина —омова в костюме јлладина — это отпечаток на соленой бумаге (нехарактерна€ техника дл€ начала ’’ века). ќдин из первых типов отпечатков, изобретенный еще в 1840-х, давал в качестве эффекта м€гкое, нежное художественное изображение.

9. ƒолгий путь к контактным линзам. —реди марок старинных фотоаппаратов и других приборов внимательный посетитель увидит на выставке знакомую и неожиданную в этом контексте — Bausch and Lomb. »менно попул€рный ныне производитель контактных линз изготовил затвор дл€ пластиночного шкального фотоаппарата Pony Premo є5, выпускавшегос€ фирмой Rochester Optical & Camera Company в 1899-1903 годах.

‘отоаппарат пластиночный шкальный Pony Premo є5. Rochester Optical & Camera Company. —Ўј. 1899-1903.  расное дерево, металл, стекло, кожа.
‘отоаппарат пластиночный шкальный Pony Premo є5. Rochester Optical & Camera Company. —Ўј. 1899-1903.  расное дерево, металл, стекло, кожа.

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

10. –епортаж. ”никальные кадры дают гост€м «—тарой деревни» почувствовать себ€ свидетел€ми исторических событий — таких, как падение  ампанилы —ан-ћарко в ¬енеции или обрушение ≈гипетского моста в ѕетербурге. «— по€влением желатиновых способов получени€ негатива и печати изображени€ у фотографов по€вл€етс€ возможность делать моментальные снимки, фиксировать быстротекущие событи€ — спортивные соревновани€, городскую хронику, катастрофы, стихийные бедстви€, — подытоживает »рина “ерентьева. — “о есть развиваетс€ репортажный жанр».

ƒжованни янкович. ¬енеци€. –уины  ампаниллы. 1902 г. ∆елатиновый отпечаток
ƒжованни янкович. ¬енеци€. –уины  ампаниллы. 1902 г. ∆елатиновый отпечаток

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

јтелье  .Ѕулла. ¬ид обрушившегос€ ≈гипетского моста. 1905 г. ∆елатиновый отпечаток
јтелье  .Ѕулла. ¬ид обрушившегос€ ≈гипетского моста. 1905 г. ∆елатиновый отпечаток

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

11. Ћюбительское фото — и снова безвестность. ¬ начале XX века профессионалы ужасались ростом любительской съемки: по€вились те, кто снимает все что ни попад€, фотографы говорили об «эпидемии». »нтересно, что бы они сказали сейчас? Ќа выставке представлены несколько снимков с летнего отдыха в начале ’’ века, сделанных, предположительно, в »талии, — однако имена персонажей снова неизвестны.

Ќеизвестный фотограф. 1900-е. ∆елатиновые отпечатки
Ќеизвестный фотограф. 1900-е. ∆елатиновые отпечатки

‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

ѕосетить выставку возможно по бесплатным билетам в часы работы реставрационно-хранительского центра «—тара€ деревн€». ¬ сам центр можно попасть только с экскурсионным обслуживанием по записи.

¬ыставка «»з истории фотографии» будет работать целый год.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

¬олдеморт-заразитель, поиски вакцины и профессорские фейки. „то смотреть, слушать и читать о пандемии

 ак изменилс€ мир из-за COVID-19, как вести себ€, чего опасатьс€, и когда мы, наконец, вернЄмс€ к нормальной жизни? ∆урналисты Ђ‘онтанкиї советуют записи лучших научно-попул€рные лекций, которые слушают и смотр€т сами.

—татьи

>