«Говорить о провинциализации культуры Петербурга — ханжество и снобизм». Екатерина Галанова — о бренде города, Теодоре Курентзисе и планах на сезон

11 октября 2019, 13:38
Версия для печати Версия для печати

Петербург — не культурная столица, приезд Теодора Курентзиса — не великое событие. «Фонтанка» ревизовала мифы о культуре Петербурга вместе с руководителем творческого бренда Dance Open. Мы также узнали, кто приедет на фестиваль Dance Open в 2020 году, и почему Пушкин — это не скучно и не страшно.

— В последнее время все чаще приходится говорить о провинциализации культурной жизни Петербурга. Масштаб выставок, театральных проектов уже не тот, мы едем за интересными событиями в Москву. Вы это замечаете?

— Категорически не согласна с такой оценкой, и сейчас объясню, почему. Мы существуем не в безвоздушном пространстве, а в определенных, в том числе и финансовых условиях. Бюджет в культуре имеет значение, говорить иное — ханжество, снобизм и несправедливость. Невозможно спорить с тем, что в Москве больше денег, и на культуру их выделяют больше, число спектаклей и театров там выше, художественные возможности разнообразнее. Утечка творческих сил в Москву происходит и по естественным причинам — просто потому что это столица.

Но в Петербурге понятию «культура» придается совсем другое, едва ли не сакральное значение. Даже при отсутствии возможности использовать сверхдорогие декорации, технологии и реквизит, постановки петербургских театров — всегда про смыслы. В нашем городе почти отсутствует такое понятие «шоу-бизнес» в культуре, тогда как в Москве многие проекты создаются именно по таким канонам, несут совершенно другой энергетический заряд.

Культура в Петербурге живет не плохо, но и не превосходно. В городе сегодня остро не хватает площадок. Прекрасный Театр балета имени Якобсона получает «Золотые маски», работает без своего помещения — у этого молодого, выступающего на высочайшем уровне коллектива есть только репетиционная база. Борис Эйфман ждёт собственный театр уже много лет. У замечательной «Мастерской» Григория Козлова каждый спектакль — чудо, но возможно ли назвать то помещение, которое этот коллектив занимает в Невском районе, комфортным, хорошо оборудованным? Не имеют собственной площадки и такие коллективы, как Небольшой драматический театр, Театр Дождей, а также серьезные оркестры — Русский оркестр имени Андреева, Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр.

— Как вы, в таком случае, видите задачу для культуры Петербурга? И что культурная общественность может сделать сама, не надеясь на внешние силы?

— Это очень серьёзный вопрос, который не имеет однозначного ответа. Конечно, мы можем придумать и предложить стратегию развития, но дело не только в этом. Прежде всего, надо прийти к пониманию того, что в Петербурге культура является градообразующей историей. В каком-то другом месте эту функцию может выполнять промышленность или торговля. Но у нас так исторически сложилось, что культура — начиная с творческого образования, музыкальных и художественных школ, и заканчивая самыми грандиозными проектами — влияет на качество жизни. Я, как и многие другие петербуржцы, не смогла бы жить в городе, где есть полтора театра и нет масштабных событий.

Думаю, что творческие умы, лидеры мнений этот город любят, и это их объединяет. Полагаю, что хорошие спектакли, проекты и коллективы должны поощряться согласно их успехам. Проблему же с отсутствием прокатных площадок надо решать максимально быстро: ситуация близка к катастрофе и для оперно-балетных, и для драматических театров. За два-три года можно что-то построить, причём одну и ту же площадку при желании поделить между несколькими коллективами.

— Вы говорите о провинции и столице в финансовых категориях. Но ведь есть ещё и ментальная составляющая. Приведу пример. Летом в Петербург переехал оркестр musicAeterna Теодора Курентзиса — событие великое для нашего города. Но в Facebook все больше обсуждали, какой вред этот коллектив может нанести Дому Радио и другим коллективам, которые там арендовали студии.

–- Я бы не сказала, что переселение Курентзиса великое для нас событие, но это, безусловно, событие престижное и знаковое. Оно точно оживит музыкальную жизнь Петербурга, дополнит её интересной краской. Я проводила репетиции в Доме радио, и никакой проблемы в этом переезде не вижу. Архивы, музей остаются на месте, а если здание на Итальянской, 27, приведут в порядок, будет совсем хорошо. То, что в наш город приехал прекрасный, значимый творец, ещё пока ничего не сделал, просто территориально переместился — а мы уже погрязли в обсуждениях, меня, конечно, удивляет. Провинциальность именно в этом, а не в том, что что-то организовано плохо. Уже не помню, какой политический деятель и в какой момент назвал нас «культурной столицей», но пора вытряхнуть из головы весь этот мусор, приевшиеся формулировки. Давайте лучше начнем системно анализировать ситуацию и работать.

Екатерина Галанова
Екатерина Галанова

Фото: Кристина Арден, предоставлено творческим брендом Dance Open

— Если определять себя не как культурную столицу, то как?

— Определения не имеют первостатейного значения — зачем говорить штампами? Но давайте отталкиваться от того, что мы по факту не столичный город, а регион, но при этом регион, посещаемый туристами, и регион, где, как я уже говорила, культура суперважна. Мы надеемся, что власти города, которые и так серьёзно относятся к культуре, к этому прислушаются и будут относиться к ней ещё серьёзней.

— Один из трендов последнего времени — перенос творческой жизни из центра города на окраины. Насколько вы поддерживаете такие инициативы и готовы ли сами к ним присоединиться?

— Если говорить о театральной жизни, то не вижу в этих инициативах смысла. Принимая решение, идти или нет на тот или иной спектакль, я думаю, все-таки надо руководствоваться не территориальным расположением объекта, а качеством продукта. С точки зрения логистики, как правило, центр является ближайшей точкой, где бы ты не находился: к примеру, с севера Петербурга до Невского проспекта ехать ближе, чем до Невского района. Кроме того, это ещё и определённая амбьянсная история: театр — не булочная, куда ты должен иметь возможность забежать после работы. Это серьёзный поход, который стоит значительных денег и времени. Этот поход должен быть красивым, и он точно будет красивым, если вы находитесь в центре. Но, если речь идет о библиотеках, лекториях, домах культуры и инновационных культурных площадках, то они, конечно, должны быть в каждом районе как центр притяжения. И происходящие там события должны быть доступными и качественными.

— Вы любите рассуждать о том, как культурные события становятся брендами и помогают продвигать города на международном рынке. И в пример обычно приводите Зальцбургский оперный и Эдинбургский театральный фестивали. А что в Петербурге может стать такого рода точкой роста?

— Их множество, и я говорю не только о Dance Open, но и о фестивалях «Дягилев P.S.», «Послание к человеку», Stereoleto, Open Look, «Точка доступа», Earlymusic, «Ночи музеев» и других прекрасных проектах, достойных этого города.

— Давайте согласимся, что ни один из этих фестивалей не сравнится по числу привлечённых туристов с Зальцбургом или Эдинбургом.

— Всегда надо понимать, с чем мы сравниваем. Эдинбургский фестиваль родился после войны, Зальцбургскому скоро будет сто лет. У них многомиллионные бюджеты. Как кейс Петербургу, наверное, ближе музыкальный фестиваль Вербье, которому всего двадцать лет. Когда он раскручивался, существовала только швейцарская деревушка в горах, и местные власти были обеспокоены, что у них в зимнее время всё хорошо, потому что есть горнолыжный курорт, а летом зеленые луга с пасущимися коровами мало кого привлекают. Они придумали этот фестиваль и вложили огромные средства в его продвижение, в том числе занимались международным маркетингом.

Технологии продвижения таких событий — не секрет, они стоят определенных денег. Но, помимо финансовой поддержки, существует ещё и административная. Сейчас для Петербурга упростили визовый режим — с октября иностранцы могут приезжать к нам по электронной визе — и это повлияет на наши процессы. На Dance Open и так приезжают иностранные туристы, бронируют отели и оставляют свои деньги в городе, теперь их будет ещё больше.

— Если мы заговорили о Dance Open, то очень хочется узнать, кого вы привезёте на следующий фестиваль.

— Всю программу раскрывать пока рано. На Dance Open будет несколько совсем свежих премьер этого сезона, и ещё несколько премьер мы собираемся отсмотреть в ноябре. Фестиваль пройдет с 14 по 27 апреля, как и всегда, — на исторической сцене Александринского театра.

— Видела на днях ваш пост в Instagram из Штутгарта. Верно ли я понимаю, что один из спектаклей может приехать именно оттуда?

— Вы меня раскусили: мы привезём Штутгартский балет. В Петербурге он в последний раз был в 1985 году, то есть практически никогда не был. Это труппа очень высокого уровня с прекрасными танцовщиками и интересным репертуаром. Они в замечательной форме и, безусловно, нам очень радостно, что в 2020 году этот коллектив приедет к нам.

— Чтобы окончательно развеять мнение о Петербурге как «культурной провинции», назовите пять событий в нашем городе, которые за последний год доставили вам удовольствие.

— В 2018 году в Манеже работала невероятная выставка «Хранить вечно», которую создал художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. Это одно из самых сильных впечатлений в жизни. Могучий удивительно работает с пространством, причём даже сложно описать технологии, которыми он пользуется. Нам очень повезло, что в нашем городе есть такой мастер. Спектакль «Дон Кихот» театра Якобсона в постановке Йохана Коббoрга — чудесная, весёлая, изящная штучка. Я с удовольствием посмотрела в театре Музкомедии спектакль «Девчонка на миллион» с Максимом Леонидовым в главной роли. Кстати, этот же театр очень трогательно отметил свое 90-летие, во время вечера я несколько раз чуть не заплакала. Концерт был очень длинным — театр попытался вывести на сцену как можно больше исполнителей, даже тех, кто уже ушёл на пенсию. И я вдруг поймала себя на том, что остро ощущаю, как люди на сцене обожают это место. Они воспринимали это как свой собственный день рождения.

— А если заглянуть в ваш календарь, то какие планы мы там увидим, например, до конца 2019 года? Что для вас must see?

— Сейчас я, действительно, открою свой планер и расскажу, куда собираюсь — пусть не до конца года, но в ближайший месяц. В Штутгарт уже можно не ехать, но, на самом деле, 13 октября там покажут вечер балетов Ицика Галили, Йохана Ингера и Акрама Хана — это не премьерная история, но очень интересная. 12 октября я очень хотела бы пригласить всех — но, по-моему, уже не осталось ни одного билета — в Большой зал Филармонии на спектакль «Веселое имя — Пушкин», созданный Dance Open при поддержке комитета по культуре. С 25 по 28 октября Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко покажет в Москве «Дон Кихот» в редакции Нуреева, очень любопытной. Эта труппа сейчас в потрясающем состоянии, туда пришел изумительный руководитель балета, бывший танцовщик Парижской оперы Лоран Илер. В самой Парижской опере с 25 октября и почти каждый день — новая постановка модного хореографа Кристал Пайт, определённо достойная внимания.

— Премьера спектакля о Пушкине — уже завтра. Вам не страшно браться за классика, чье имя за последние 220 лет порядком забронзовело?

— Не страшно — но не потому что я бесстрашная, а потому что есть Вениамин Смехов (артист написал сценарий спектакля и занимался его постановкой — Прим.ред.).

— Что нового о Пушкине вы сами для себя открыли, работая над «Веселым именем...»?

— Я бы не ставила таким образом вопрос. Там совершенно удивительный состав — Кортнев, Сурганова, Высоцкий, Геллер. У каждого свой Пушкин, и при этом все они сами по себе — настолько разные, талантливые и безумно интересные артисты. Спектакль не открывает новое о Пушкине, но позволяет стать ближе к нему — не к памятнику и не к хрестоматийному герою, а к живому человеку.

Беседовала Елена Кузнецова,

«Фонтанка.ру»

 

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>