Поклон Баланчину от русских

Для летней балетной премьеры Мариинский театр вновь пригласил Алексея Ратманского. С момента последнего сотрудничества театра с этим хореографом (в 2009 году он поставил для Мариинки «Конька-горбунка»), Ратманский из главного балетмейстера Большого театра стал постоянным хореографом АВТ, Американского театра балета. То есть, тогда он был единственным русским хореографом, котирующимся на Западе, а теперь приехал как представитель западной труппы.
Ратманский предложил Мариинке свой балет пятилетней давности, «Concerto DSCH», поставленный в 2008 для другой американской труппы, Нью-Йорк Сити Балле. Это бессюжетная композиция на музыку 2-го фортепианного концерта Шостаковича, а DSCH (читается на всех языках как «Дэ-Эс-Це-Ха») – не что иное, как зашифрованное в музыке имя самого Шостаковича. Это мотив, состоящий из нот, буквенное обозначение которых складывается в инициалы композитора, записанные по-немецки: D.Sch. Шостакович, как известно, очень любил такие музыкальные шифры и ребусы, тайный язык музыкантов, пришедший из эпохи барокко.
В «Concerto DSCH» Ратманский обращается к опробованным уже и любимым им темам – Шостакович и 30-е годы, - но на ином уровне. Если сюжетные «Светлый ручей» и «Болт», поставленные хореографом около 10 лет назад, были своего рода винтажными римейками, то здесь о сюжете и речи нет, а выведена чистая хореографическая формула.
Это баланчинская по духу композиция. Перевод «Светлого ручья» в бессюжетное русло – бодрый вариант постбаланчинизма, сделанный на неожиданном – советском материале. Именно так, как делал это Баланчин, переосмысляя любую специфическую эстетику и создавая на ее основе свои неоклассические хореографические структуры.
Архитектоника балета Ратманского подчеркнута костюмами. Это классическая «пирамида»: четыре бордовых пары, три оранжевых, синее трио и центральная пара (костюмы пастельных тонов). Мужские комбинезоны аккуратно отсылают к «прозодежде» театра 20-х; абсолютно неважно, что Фортепианный концерт № 2 написан в 1957 году: Шостакович – это крупный исторический срез, и Ратманский не ставил своей целью раскладывать его по десятилетиям.
Танец стремителен и легок. Балет действительно светлый: эпоха очищена от боли, ее эстетика взята в дистиллированном, отвлеченном виде, из Шостаковича выделена гротескно-юмористическая и бравурно-жизнерадостная составляющая, и в этом есть отсылка не только к шостаковичевским сочинениям самого Ратманского, но и реплика в сторону «Рубинов», где Баланчин в подобном ключе, весело трактует Стравинского.
Все в «Concerto DSCH» – и балет веселых физкультурников, («пятьдесят прыжков» с невытянутыми стопами), и лирические мотивы, по настроению очень точно отсылающие к кинематографу тридцатых, и узнаваемые сцены с группами советской молодежи, с мотивами крепкой дружбы – все эти инфантильно-радостные ситуации доведены до условно-беспредметного вида, переплавлены и включены в арсенал материала для танца, классического балетного языка.
В искусстве есть радикальные направления, в которых главной ценностью считается агрессивная, небывалая новизна. А есть другие, где ценится новизна интерпретаций, захватывающее взаимодействие с многообразными пластами культуры. Именно второе захватывало и Шостаковича. И Баланчина. И Ратманский тоже смотрит именно в эту сторону.
Его балет не только изящен, но и изощрен: это поклон Баланчину от современных русских («Concerto», как мы помним, был создан именно для баланчинской труппы). И в нем в один узел стянуты многие пути культуры: ведь Баланчин тоже был русским в Америке, и занимался именно этим: переосмыслением наследия и выведением чистых формул. Именно так, например, в «Балле империаль» (то есть, «Императорском балете»), своем сочинении 1973 года на музыку – смотрите, сколько наложений и совпадений! - 2-го фортепианного концерта, только не Шостаковича, а Чайковского, он переплавил образы эпохи, которая отстояла от него на те же три четверти века, очистив от всего конкретного, но оставив точные ощущения: неуловимый, но стойкий дух.
Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
27 мая 2025, 07:07В этом году День города в Петербурге пришелся на середину недели — поэтому праздничные мероприятия поделились между выходными и буднями. Но некоторые традиции неизменны. Рассказываем, где можно сделать красивую фотографию, когда стоит одеться потеплее, чтобы не замерзнуть на уличном концерте, где будет перекрыто движение, а куда нужен билет.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36