Поклон Баланчину от русских
Для летней балетной премьеры Мариинский театр вновь пригласил Алексея Ратманского. С момента последнего сотрудничества театра с этим хореографом (в 2009 году он поставил для Мариинки «Конька-горбунка»), Ратманский из главного балетмейстера Большого театра стал постоянным хореографом АВТ, Американского театра балета. То есть, тогда он был единственным русским хореографом, котирующимся на Западе, а теперь приехал как представитель западной труппы.
Ратманский предложил Мариинке свой балет пятилетней давности, «Concerto DSCH», поставленный в 2008 для другой американской труппы, Нью-Йорк Сити Балле. Это бессюжетная композиция на музыку 2-го фортепианного концерта Шостаковича, а DSCH (читается на всех языках как «Дэ-Эс-Це-Ха») – не что иное, как зашифрованное в музыке имя самого Шостаковича. Это мотив, состоящий из нот, буквенное обозначение которых складывается в инициалы композитора, записанные по-немецки: D.Sch. Шостакович, как известно, очень любил такие музыкальные шифры и ребусы, тайный язык музыкантов, пришедший из эпохи барокко.
В «Concerto DSCH» Ратманский обращается к опробованным уже и любимым им темам – Шостакович и 30-е годы, - но на ином уровне. Если сюжетные «Светлый ручей» и «Болт», поставленные хореографом около 10 лет назад, были своего рода винтажными римейками, то здесь о сюжете и речи нет, а выведена чистая хореографическая формула.
Это баланчинская по духу композиция. Перевод «Светлого ручья» в бессюжетное русло – бодрый вариант постбаланчинизма, сделанный на неожиданном – советском материале. Именно так, как делал это Баланчин, переосмысляя любую специфическую эстетику и создавая на ее основе свои неоклассические хореографические структуры.
Архитектоника балета Ратманского подчеркнута костюмами. Это классическая «пирамида»: четыре бордовых пары, три оранжевых, синее трио и центральная пара (костюмы пастельных тонов). Мужские комбинезоны аккуратно отсылают к «прозодежде» театра 20-х; абсолютно неважно, что Фортепианный концерт № 2 написан в 1957 году: Шостакович – это крупный исторический срез, и Ратманский не ставил своей целью раскладывать его по десятилетиям.
Танец стремителен и легок. Балет действительно светлый: эпоха очищена от боли, ее эстетика взята в дистиллированном, отвлеченном виде, из Шостаковича выделена гротескно-юмористическая и бравурно-жизнерадостная составляющая, и в этом есть отсылка не только к шостаковичевским сочинениям самого Ратманского, но и реплика в сторону «Рубинов», где Баланчин в подобном ключе, весело трактует Стравинского.
Все в «Concerto DSCH» – и балет веселых физкультурников, («пятьдесят прыжков» с невытянутыми стопами), и лирические мотивы, по настроению очень точно отсылающие к кинематографу тридцатых, и узнаваемые сцены с группами советской молодежи, с мотивами крепкой дружбы – все эти инфантильно-радостные ситуации доведены до условно-беспредметного вида, переплавлены и включены в арсенал материала для танца, классического балетного языка.
В искусстве есть радикальные направления, в которых главной ценностью считается агрессивная, небывалая новизна. А есть другие, где ценится новизна интерпретаций, захватывающее взаимодействие с многообразными пластами культуры. Именно второе захватывало и Шостаковича. И Баланчина. И Ратманский тоже смотрит именно в эту сторону.
Его балет не только изящен, но и изощрен: это поклон Баланчину от современных русских («Concerto», как мы помним, был создан именно для баланчинской труппы). И в нем в один узел стянуты многие пути культуры: ведь Баланчин тоже был русским в Америке, и занимался именно этим: переосмыслением наследия и выведением чистых формул. Именно так, например, в «Балле империаль» (то есть, «Императорском балете»), своем сочинении 1973 года на музыку – смотрите, сколько наложений и совпадений! - 2-го фортепианного концерта, только не Шостаковича, а Чайковского, он переплавил образы эпохи, которая отстояла от него на те же три четверти века, очистив от всего конкретного, но оставив точные ощущения: неуловимый, но стойкий дух.
Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»
Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова
Новости
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24