«Мы уже никогда не будем прежними». В Институте физиологии РАН выставили запах апельсинов, видящие пальцы и свитер из дрозофилы

28 сентября 2019, 13:41
Версия для печати Версия для печати

Приближаешь лицо к устройству, похожему на респиратор — и чувствуешь тот же аромат, что чуют пчелы. Узнаешь сразу: апельсин. Но то, что для нас «новогодне-праздничное», для пчел — тревожное. Узнаешь, что общего у тебя с мушкой-дрозофилой (как минимум, последовательность из 16 нуклеотидов), и с помощью компьютерной программы вяжешь свитерок с зашифрованным в нем общим человечье-мушиным узором. А потом надеваешь шлем виртуальной реальности и электронные перчатки и учишься видеть пальцами.

Проект «Новая антропология», объединивший ученых и художников, начался в Институте физиологии РАН в Колтушах (Всеволожский район Ленобласти) в конце 2018 года. Его суть — показать: наука и технологии развиваются стремительно, речь идет уже о радикальном изменении человеческой природы. И, если не осмыслять эти возможности «гуманитарно», бог знает куда это нас заведет. А кто гуманитарнее художника?

Петербургская общественная организация «Техно-Арт-Центр» выиграла президентский грант, а Институт открыл для художников двери в лаборатории и рассказал об экспериментах. Известные кураторы выставок поинтересовалось у руководства института: «Вы не боитесь?» — руководство храбро отвечало: «Вы себе не представляете, как боимся».

Из сотни заявок художников было выбрано 15 лучших. Теперь проекты на постоянной основе вписались в охраняемое ЮНЕСКО здание Мемориального музея академика Павлова. Все совпало еще и со 170-летием со дня рождения первого русского нобелиата.

Некоторые художники принципиально отказались работать «с живыми организмами» — точнее, согласили работать только с человеком. В таком случае «подопытным» можете стать вы и почувствовать, например, как работало бы телевидение, если б развивалось иным путем — используя диски Нипкова и терменвокс. Многие перформеры использовали исключительно архивные съемки и документы экспериментов — что называется, ни одно животное не пострадало.

Кураторы еще на первых этапах просили художников не налегать на избитую тему «собаки Павлова», но самая пронзительная экспозиция — именно о ней: находится в так называемой «ожидалке», комнате, где собаки ждали начала экспериментов. На кафельных плитках стен — имена реальных собак, в основном ласковые, «Баинька» (правда, есть и «Шизоида»), в наушниках — интервью ученых, работавших с ними. Узнаешь, например, что исследователь и пес должны были стать «родными» друг другу, иначе эксперимент насмарку, а собаки, оказывается, сверхъестественным образом понимали, что их рабочий день — три часа и не соглашались на «переработку».
Экспозицию можно увидеть в дни работы музея (Ленобласть, Павлово, улица Быкова, дом 36 – график лучше уточнять у администраторов в группе), виртуально познакомиться с проектом можно на сайте.



Фото: Владлена Громова, проект «Новая антропология»

Следите за программой, иногда будут проводиться лекции, мастер-классы и занятия для детей.

Александра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>