
«Мы уже никогда не будем прежними». В Институте физиологии РАН выставили запах апельсинов, видящие пальцы и свитер из дрозофилы

Приближаешь лицо к устройству, похожему на респиратор — и чувствуешь тот же аромат, что чуют пчелы. Узнаешь сразу: апельсин. Но то, что для нас «новогодне-праздничное», для пчел — тревожное. Узнаешь, что общего у тебя с мушкой-дрозофилой (как минимум, последовательность из 16 нуклеотидов), и с помощью компьютерной программы вяжешь свитерок с зашифрованным в нем общим человечье-мушиным узором. А потом надеваешь шлем виртуальной реальности и электронные перчатки и учишься видеть пальцами.
Проект «Новая антропология», объединивший ученых и художников, начался в Институте физиологии РАН в Колтушах (Всеволожский район Ленобласти) в конце 2018 года. Его суть — показать: наука и технологии развиваются стремительно, речь идет уже о радикальном изменении человеческой природы. И, если не осмыслять эти возможности «гуманитарно», бог знает куда это нас заведет. А кто гуманитарнее художника?
Петербургская общественная организация «Техно-Арт-Центр» выиграла президентский грант, а Институт открыл для художников двери в лаборатории и рассказал об экспериментах. Известные кураторы выставок поинтересовалось у руководства института: «Вы не боитесь?» — руководство храбро отвечало: «Вы себе не представляете, как боимся».
Из сотни заявок художников было выбрано 15 лучших. Теперь проекты на постоянной основе вписались в охраняемое ЮНЕСКО здание Мемориального музея академика Павлова. Все совпало еще и со 170-летием со дня рождения первого русского нобелиата.
Некоторые художники принципиально отказались работать «с живыми организмами» — точнее, согласили работать только с человеком. В таком случае «подопытным» можете стать вы и почувствовать, например, как работало бы телевидение, если б развивалось иным путем — используя диски Нипкова и терменвокс. Многие перформеры использовали исключительно архивные съемки и документы экспериментов — что называется, ни одно животное не пострадало.
Кураторы еще на первых этапах просили художников не налегать на избитую тему «собаки Павлова», но самая пронзительная экспозиция — именно о ней: находится в так называемой «ожидалке», комнате, где собаки ждали начала экспериментов. На кафельных плитках стен — имена реальных собак, в основном ласковые, «Баинька» (правда, есть и «Шизоида»), в наушниках — интервью ученых, работавших с ними. Узнаешь, например, что исследователь и пес должны были стать «родными» друг другу, иначе эксперимент насмарку, а собаки, оказывается, сверхъестественным образом понимали, что их рабочий день — три часа и не соглашались на «переработку».
Экспозицию можно увидеть в дни работы музея (Ленобласть, Павлово, улица Быкова, дом 36 – график лучше уточнять у администраторов в группе), виртуально познакомиться с проектом можно на сайте.

Фото: Владлена Громова, проект «Новая антропология»
Следите за программой, иногда будут проводиться лекции, мастер-классы и занятия для детей.
Александра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 16–18 мая: ночь и сумерки музеев, праздники фонтанов и корюшки, фестивали тюльпанов и Новой сцены Александринки
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 16 мая 2025 - Российский книжный союз выступил с заявлением на фоне «дела издателей»
- 16 мая 2025 - Раскрыты участники и программа концерта «Классика на Дворцовой» ко Дню города
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры
- 15 мая 2025 - Минкульт внес чайлдфри в число оснований для невыдачи фильмам прокатных удостоверений
- 15 мая 2025 - Издательство «Эксмо» разослало магазинам списки с просьбой «утилизировать книги на местах»