«Мы уже никогда не будем прежними». В Институте физиологии РАН выставили запах апельсинов, видящие пальцы и свитер из дрозофилы

28 сентября 2019, 13:41
Версия для печати Версия для печати

Приближаешь лицо к устройству, похожему на респиратор — и чувствуешь тот же аромат, что чуют пчелы. Узнаешь сразу: апельсин. Но то, что для нас «новогодне-праздничное», для пчел — тревожное. Узнаешь, что общего у тебя с мушкой-дрозофилой (как минимум, последовательность из 16 нуклеотидов), и с помощью компьютерной программы вяжешь свитерок с зашифрованным в нем общим человечье-мушиным узором. А потом надеваешь шлем виртуальной реальности и электронные перчатки и учишься видеть пальцами.

Проект «Новая антропология», объединивший ученых и художников, начался в Институте физиологии РАН в Колтушах (Всеволожский район Ленобласти) в конце 2018 года. Его суть — показать: наука и технологии развиваются стремительно, речь идет уже о радикальном изменении человеческой природы. И, если не осмыслять эти возможности «гуманитарно», бог знает куда это нас заведет. А кто гуманитарнее художника?

Петербургская общественная организация «Техно-Арт-Центр» выиграла президентский грант, а Институт открыл для художников двери в лаборатории и рассказал об экспериментах. Известные кураторы выставок поинтересовалось у руководства института: «Вы не боитесь?» — руководство храбро отвечало: «Вы себе не представляете, как боимся».

Из сотни заявок художников было выбрано 15 лучших. Теперь проекты на постоянной основе вписались в охраняемое ЮНЕСКО здание Мемориального музея академика Павлова. Все совпало еще и со 170-летием со дня рождения первого русского нобелиата.

Некоторые художники принципиально отказались работать «с живыми организмами» — точнее, согласили работать только с человеком. В таком случае «подопытным» можете стать вы и почувствовать, например, как работало бы телевидение, если б развивалось иным путем — используя диски Нипкова и терменвокс. Многие перформеры использовали исключительно архивные съемки и документы экспериментов — что называется, ни одно животное не пострадало.

Кураторы еще на первых этапах просили художников не налегать на избитую тему «собаки Павлова», но самая пронзительная экспозиция — именно о ней: находится в так называемой «ожидалке», комнате, где собаки ждали начала экспериментов. На кафельных плитках стен — имена реальных собак, в основном ласковые, «Баинька» (правда, есть и «Шизоида»), в наушниках — интервью ученых, работавших с ними. Узнаешь, например, что исследователь и пес должны были стать «родными» друг другу, иначе эксперимент насмарку, а собаки, оказывается, сверхъестественным образом понимали, что их рабочий день — три часа и не соглашались на «переработку».
Экспозицию можно увидеть в дни работы музея (Ленобласть, Павлово, улица Быкова, дом 36 – график лучше уточнять у администраторов в группе), виртуально познакомиться с проектом можно на сайте.



Фото: Владлена Громова, проект «Новая антропология»

Следите за программой, иногда будут проводиться лекции, мастер-классы и занятия для детей.

Александра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»

«В последние минуты он говорил об Ахматовой». Об Анатолии Наймане вспоминает Яков Гордин

Поэт ахматовоского круга, Анатолий Найман скончался 21 января после инсульта, который он пережил на днях прямо во время своего выступления на конференции в Москве. В этот тяжелый день «Фонтанка» обратилась к писателю, главному редактору журнала «Звезда» Якову Гордину, и тот любезно поделился своими воспоминаниями.

Статьи

>