Оборотень Павлова и дерево-полукровка. Что спрятал куратор из Эрмитажа в других петербургских музеях

28 сентября 2019, 11:18
Версия для печати Версия для печати

Обнаружить ростовые «портреты» борщевика со смартфонами в Музее гигиены, наткнуться на артефакты неизведанной культуры в Музее истории религии и услышать, как звучит любопытство, можно на выставках-интервенциях фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». В 2019 году его куратором стал завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков и выбрал темой переход от аналогового изображения к цифровому. «Фонтанка» осмотрела выставки-участницы до открытия. Фестиваль продлится с 28 сентября до 3 ноября.

Есть выставки, которые заявляют о себе громко. А есть те, которые прячутся: не потому, что с ними что-то не так, а «с умыслом» — заставить зрителя прийти на основную экспозицию в подзабытый музей и найти там экспонаты «с подвохом». Понаблюдать за реакцией на внедренные предметы тех посетителей, что не в курсе фестиваля, — отдельное удовольствие: в какой момент они догадаются? И догадаются ли вообще?

В 2019 году в проекте участвует всего шесть музеев, и в каждом из них — лишь по одному-два произведения современных художников, вписанных в контекст. Сам фестиваль продолжится до 3 ноября, но только в первый день, 28 сентября, между музеями будут курсировать автобусы с бесплатным проездомоплатить попросят только фестивальный билет, один на все площадки.

Теперь об экспозициях. Взять, например, Музей гигиены. Если вы помните его основную экспозицию, там на втором этаже есть зал с чучелом «собаки Павлова» в стеклянном шкафу. Рядом с ним художник Александра Лерман установила цианотипии — фотографии, выполненные путем воздействия на лист ультрафиолетового излучения солнечного света. На больших отпечатках остались контуры предметов, растений и существ, которые на них лежали. В случае с произведениями в зале с собакой Павлова этим объектом была сама художница: она легла на холст в маске собаки. Получившийся «оборотень» — приглашение поразмышлять о том, как современные технологии делают таких «собачек Павлова» из всех нас, подпрыгивающих на звонки мобильных телефонов, например.



Фото: Алина Циопа

Другая работа Лерман в этом же музее — ростовой «портрет» борщевика: художнице пришлось тащить растение из поля для «фотографирования». Гигантский борщевик, словно захватывающий мир, сфотографирован со «спрятавшимися» между его листьями мобильным телефоном и квадрокоптером — мусорным наследием цивилизации. Но есть и еще один «надсмысл»: мостик между выразительным средством и мыслью.

«История фотографии началась с цианотипии, а сейчас мы снимаем на телефоны и квадрокоптеры — мы можем их видеть на работе, — поясняет художница. — Возможно, и после нас на Земле останутся такие борщевики. Вопрос, кто есть паразит».

«Сосед» объектов Лерман в музее — проект Семена Мотолянца «История исчезновения», посвященный буквальному растворению предмета, а именно — бруска мыла, в пространстве. В течение месяца художник снимал, как кусок с ароматом «липового цвета» постепенно превращался в обмылок, и в конце концов исчез. Каждую из стадий автор воплотил в фарфоре, а друзей попросил прислать фотографии их мыла — так получилась галерея «портретов» — в разных интерьерах.

«Каждая фаза обмылка говорит, как уничтожается или уходит маленькая часть жизни этого мыла, — пояснил художник «Фонтанке». — Это история маленького объекта, который мы видим ежедневно».

Еще одна площадка — Музей печати — принял в гости два проекта. Один из них — картина «Бой» Ивана Тузова, буквальное воплощение кураторской темы: изображение битвы рыцарей, один из которых, будучи цифровым, что называется, «пошел пикселями» — но даже в таком виде победил. Другой проект — «В поле градиента» Вероники Рудьевой-Рязанцевой — 13-канальное видео, в котором цветные волосы девушек уподоблены цветам, колышащимся на ветру.

В Музее истории религии выставка встречает прямо с порога — «Дерево №4» Анастасии Павлицкой растёт прямо напротив входа, в фойе. Оно собрано из стволов и веток разных деревьев — березы, осины, ивы, ольхи, сосны… Пробуя создать объект из разных фактур, художник уподобляется природе. А в получившемся результате видит объединение опыта разных деревьев.



Фото: Алина Циопа

«Форму моего рукотворного дерева определяет человеческое желание повторить, разобраться в устройстве уже существующего и сделать по-своему», — поясняет автор.

За другим экспонатом нужно подняться на второй этаж — но найти его там непросто. Предметы, созданные Владом Кульковым, «замаскировались» среди диковинок из Океании и Африки так хорошо, и от заморских ритуальных кукол-божков их вряд ли отличишь без подсказки. Художник создал фигурки с помощью литья расплавленного воска в снег на берегу реки Екатерингофки: позднее с причудливых восковых фигур были сняты формы и повторены в металле. Научные сотрудники музея уже успели творчество Кулькова встроить в свою теорию.



Фото: Алина Циопа

«Выставка проходит в зале архаических религиозных верований, — напоминает Павел Тугаринов, научный сотрудник Музея истории религии. — Как переживается священное, божественное в традиционных религиях мира? Если мы говорим про христианство, ислам, иудаизм, то божественное находится по «ту» сторону мира: есть мир тварный, в котором мы живем, а когда он заканчивается, — там уже можно встретить бога. А в архаических религиях божественное, священное, распылено в мире, занимает весь мир. И в принципе это божественное можно встретить. Религиовед Рудольф Отто говорил, что столкновение со священным сопровождается чувством, с одной стороны, мистического ужаса, а с другой — фасцинации, зачарованности. И для художника это чувство ужаса понятно, он пытался его выразить — не только своими руками: его «проговаривает» сама природа — поскольку эти вещи нерукотворны, случайны».

На фестивале представлено искусство и в аудиоформате — таковы работы Александра Морозова в Музее-квартире Льва Гумилева. Его «Уставшая пластика» затрагивает тему свободы и несвободы: при приближении к книгам на полках и слишком громком разговоре звукоулавливатель передает сигналы, которые в колонках превращаются в звенящие металлические звуки. Перед посетителем встает вопрос — хочет тот увидеть больше или нет? Боится или нет зайти за границу?

Другой звуковой проект Морозова представлен в Музее железных дорог России: в «столыпинском» вагоне, использованном для пересылки заключенных, репрессированных, сосланных людей и народов, художник поставил свою «железнодорожную оперу» для рельсов и колес — предлагая задуматься о «маленьком человеке» как заложнике государственной машины.

Музей Арктики и Антарктики получил в распоряжение отличный ход, способный осовременить экспозицию и приблизить ее к зрителю: здесь показывают историю Аси Маракулиной с её «Письмами издалека» — нарисованными открытками с видами Шпицбергена. Находясь на острове в арт-резиденции, художница подготовила и отправила десять таких открыток подруге в Петербург. Из них дошла только половина. Маракулину это, конечно, огорчило, и она даже пыталась выяснить судьбу своих писем, но тем не менее пропажа наглядно проиллюстрировал мысль — какой далекий и оторванный мир этот север. Там, где даже запрещено выходить погулять на улицу в одиночку — если у тебя нет ружья, чтобы отпугнуть белого медведя.



Фото: Алина Циопа

Трехканальная видеоработа Антона Хлабова «Соразмерные значения» в этом же музее опытным путем отвечает, кто побеждает, цифра или аналог. Школьный класс, пришедший в музей, никак не хочет слушать экскурсию — ребята устраивают схватку за наушники, чтобы посмотреть видео с мельтешащими последовательностями линий. Смотрительницы огорчаются.

Кстати, о смотрительницах: на плакате этого года старушка-смотрительница — обобщенный символ фестиваля — впервые повернулась к зрителю «лицом»: ранее можно было увидеть только ее профиль. Куратор фестиваля Дмитрий Озерков видит в этом символ и надеется, что мероприятие, организованное фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ», поможет музеям по-новому увидеть себя в культурной палитре Петербурга.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>