«Феминистский, антипутинский, протестующий»: Панк-молебен Pussy Riot включили в рейтинг лучших произведений искусства XXI века

19 сентября 2019, 18:53
Версия для печати Версия для печати

Авторитетное британское издание Guardian включило «панк-молебен» Pussy Riot в хит-парад произведений искусства, созданных с 2000 года. Всего в списке 25 пунктов, и перформанс российских активистов, прошедший в 2012 году, занял пятое.

«Слабого политического искусства — полным-полно: оно заумно, гонится за модой и следует за фактами, транслируя либеральные ценности для либеральной аудитории. Но панк-молебен Pussy Riot — противоположен: феминистский, однозначно антипутинский, протестующий против запрета гей-парадов и поддержки президента РПЦ», – поясняет автор. По мнению журналистов издания, изображения того перформанса до сих пор остаются «символом неповиновения в условиях утраты свободы».



Фото: pussy-riot.livejournal.com

Первое место в рейтинге заняло девятиканальное видео The Visitors («Посетители», 2012) исландского перформера Рагнара Кьяртанссона, в котором снялся сам художник и его друзья, включая музыкантов группы Sigur Rós. Артисты играют разные партии в песне, которая повторяется вновь и вновь, параллельно группа людей начинает вечеринку, а сам Рагнар принимает ванну с пеной и поет. Каждый из участников показан на отдельном экране, а название взято с последнего альбома группы АВВА перед ее распадом. «Посетители» — своего рода растянутое прощание с романтизмом, в который Рагнар одновременно погружается и к которому относится с подозрением», — поясняют авторы исследования.

Также в списке на десятом месте фигурирует полотно знаменитого немецкого художника Герхарда Рихтера «Сентябрь» (2005). Оно основано на фотографии журнала Der Spiegel и посвящено падению «башен-близнецов» во время теракта в Нью-Йорке. На 17-м месте рейтинга — работа «Сказка» (2007) китайского художника Ай Вэйвэя, которого издание называет «принцем протеста». Автор оплатил проезд до всемирно известной выставки современного искусства «Документа» в Германии для 1001 гражданина Китая, расселив их в самостоятельно созданном общежитии. Так люди, не имевшие в силу своей бедности другого шанса посетить Европу, стали одновременно и аудиторией, и экспонатом, а позже благополучно вернувшись домой.

«Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>