«Дьявол — это ангел, которому стало скучно». Известный «злодей» мирового кинематографа — о ролях и звездах

17 сентября 2019, 12:18
Версия для печати Версия для печати

Зрители кинофестиваля «Послание к человеку» первыми в России посмотрели фильм «Раскрашенная птица», премьера которого прошла 3 сентября на Венецианском кинофестивале. На показе в «Авроре» картину представил один из актеров, снявшихся в ней, — Удо Кир, один из любимых артистов Ларса фон Триера и крестный отец его дочери.

«Раскрашенная птица» — фильм о преследовании евреев в годы войны. Все ужасы показаны через историю одного ребенка, которому удалось выжить, предпринимая бесконечные попытки вернуться домой. Где этот дом — неизвестно: родители, пытаясь спасти сына от концлагеря, отослали его к тетке куда-то в Восточную Европу. Но женщина вскоре умерла, а дом сгорел.

Трехчасовой фильм поделен на «главы» — по именам тех, кто становился «хозяевами» мальчика: у каждого он жил на правах раба. Над героем издевались, били, насиловали, закапывали в землю по шею (тот самый знаменитый кадр с воронами на постере). В самых первых кадрах мальчика, бегущего по лесу, сбивают с ног и поджигают зверька, которого тот нес с собой, — мечась по поляне, животное сгорает заживо. Позднее птицелов отпустит в полет подкрашенную белой краской птицу — и сородичи заклюют ее прямо в небе. Метафора происходящего с еврейским мальчиком прямолинейна, тем не менее, именно она взята за название картины.



Фото: афиша фильма

Брутальных сцен, от которых отвык современный зритель массового кино, в картине много. Как рассказал исполнитель одной из таких «злодейских» ролей Удо Кир, в Венеции зрители с кинопоказа выходили, в основном, после сцены, когда актёр, игравший ревнивого мельника, выковыривал ложкой глаза своему работнику. Тот заглядывался на его жену. Все эти ужасы становясь кирпичиками становления жестокости мальчика. Под конец он уже сам убивает. Побывав в советской военной части, парень получил в подарок револьвер, наставление «быть коммунистом» и совет снайпера: «Запомни: око за око, зуб за зуб».

Два года назад в Венеции показали отреставрированную версию фильма «Иди и смотри» Элема Климова. И нынешняя премьера «Раскрашенной птицы» — оммаж этой картине. Даже советского солдата, одного из немногих «положительных» героев «Птицы…», сыграл Алексей Кравченко — его мы помним по почти аналогичной роли подростка Флёры в ленте Климова. Вот только в фильме Вацлава Маргула по книге Ежи Косинского все самое страшное исходит не от войны — а от повседневности. При появлении беззащитного ребенка в обычных людях словно пробуждаются худшие качества, а фраза «он сирота» становится сигналом к атаке.

Подготовленного зрителя визуально показанные ужасы, впрочем, не испугают: режиссер не переходит грань, после которой шок оттесняет смысл картины. Едва ли не самым страшным оказывается прозвучавший в финале вопрос отца: «Ты хоть помнишь свое имя?», встреченный молчанием – мальчик убегает.

За три дня до Петербурга премьера прошла в Праге, а 16 сентября стало известно, что Чехия выдвигает фильм на «Оскар». Ранее «Раскрашенная птица» уже получила в Каннах приз имени Кшиштофа Кесьлевского за лучший сценарий и в Венеции — награду ЮНИСЕФ за борьбу за права ребенка. Возможно, у фильма хорошие шансы на главную кинонаграду мира: в картине снимались известные актеры — призер Берлинале и самый узнаваемый актер Швеции Стеллан Скарсгорд, актер фильмов Скорсезе и Тарантино Харви Кейтель (США), британский актер Джулиан Сэндз и, конечно, знаменитый немец, живущий в США, — Удо Кир. Именно представлял картину в Петербурге в субботу после первого показа.

«Любимая фраза фон Триера — «не играйте!»

Фильмография Удо Кира кажется бесконечной. «Тот факт, что я снимался в 250 фильмах, знает интернет, а я этого даже не знаю, — пожимает он плечами. — Но из них 100 фильмов — плохие, 50 можно посмотреть с бокальчиком вина, и еще 100 — хорошие. На протяжении 25 лет я работал с Ларсом фон Триером, успел поработать с Фассбиндером, Херцегом, Вендерсом, а для Америки меня открыл Гас ван Сент. Повезло: они все находили меня сами. Ни разу в жизни я не просил режиссера снять меня в его фильме. Даже Дэвида Линча».

«Раскрашенная птица» — не единственный фильм с участием Кира, штурмующий кинофестивали в 2019 году: картина «Бакурау» о маленьком бразильском городке уже получила приз жюри в Каннах. Но лента о судьбе еврейского мальчика для Кира имеет особое значение.

«Этот фильм оказался для меня важнее, чем для всех остальных актеров, в нем занятых — может быть, за исключением мальчика, — рассказал он. — Я родился в Кельне (в 1944 году – прим.ред.), который был разрушен практически полностью во время войны, и мое детство было очень похоже на детство этого ребенка — очень мало еды, постоянный голод и попытка выжить в условиях разрухи».

Вспоминая о том, как с «Раскрашенной птицы» некоторые зрители уходили в Венеции, Кир старается переключить внимание на другое: фильм очень сильный, черно-белый, и это придает ему документальности. А главное — не оставляет равнодушных. Недаром по окончании кино оставшиеся зрители устроили 11-минутную овацию.



Фото: Сергей Михайличенко

«Те ужасы, которые происходили в концентрационных лагерях, показать в кино без использования документального подхода невозможно, — объясняет актер. — Иначе мы не в силах рассказать и показать степень кошмара, который там происходил».

Актер признается, что и сам любит приятные во всех отношениях и красивые фильмы, типа «Касабланки» или «Сансет-Бульвара», но его сердце — с теми, кто снимает кино о том, что важно сейчас.

«Киноиндустрия в Америке (мне не очень нравится слово «Голливуд») создавала звезд — ту же Мэрилин Монро, Риту Хейворт, — и некий иллюзорный мир. И когда появились молодые режиссеры, которые хотели говорить о том, что важно, — мне это казалось очень существенным. Тот же Фассбиндер был первым из немецких режиссеров, готовых снимать и показывать Германию такой, какой она действительно была после войны. В отличие от других, что стремились уйти куда-то в горы или углубляться в философию».

Быть «злодеем» Киру не привыкать: он шутит, что немецкому актеру, живущему в Америке, не уйти от роли нацистов. Ему самому пришлось четырежды играть Гитлера — правда, в сатирических комедиях. «Я вспоминал «Диктатора» Чарли Чаплина и сцену, где диктатор подкидывает земной шар в виде шарика, и мне это помогало», — вспоминает он.

Актёр не впервые посещает Россию и не понаслышке знаком с русской культурой, для него большое значение имеет творчество Достоевского — а о своем знакомстве с первым фильмом Тарковского артист вспоминает, что просто не мог встать с места после просмотра.

«Я, действительно, очень люблю и Достоевского, и Булгакова — Воланда в его элегантном костюме и с большим котом всегда хотел сыграть, — делится Удо Кир. — Но мой любимый в этом смысле фильм — «Королевство» Ларса фон Триера, благодаря которому я стал, наверное, единственным актером, появившимся на свет на экране. Если помните, там показан момент рождения ребенка дьявола: для съемок была сделана модель женщины. Я должен был родиться: меня побрили наголо, обмазали кровью, какой-то грязью, положили на деревянную повозку на четырех колесах, и Триер сказал, что у нас есть только один дубль, потому что это очень дорогая декорация. Я туда залез, прозвучала команда «мотор!» — и я поехал, сначала не получилось, но я собрался с силами и резко вылетел, закричав, как новорожденный ребенок. В тот момент, когда дьявол, мой отец, подходит ко мне, он говорит: «Помни, ты мое дитя».

О Ларсе фон Триере Удо Кир может говорить бесконечно. Например, вспоминает, что любимая фраза, с которой режиссёр обращается к актерам — «Не играйте!». Кир отмечает, что играть зло ему интереснее, чем добро: у добра есть пределы, а у зла — нет. К тому же, зло можно воплощать по-разному: если бушевать на экране, достоверно не получится. А если «застрелить» кого-нибудь между делом — это будет гораздо внушительнее.

«На самом деле, дьявол — это ведь ангел, которому в какой-то момент стало скучно, —рассуждает актер. — Меня так часто приглашали играть зло, но ведь сам я человек неплохой. Мне кажется, что, будучи плохим человеком, убедительно зло сыграть не получится».

В широкий российский прокат «Раскрашенная птица», судя по всему, не пойдет. А вот на фестивале «Послание к человеку» ее еще можно будет увидеть — 17 сентября в 19.30 в «Великан Парке».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Не только Цой жив. В «Севкабель Порту» открывают грандиозную выставку о лидере «Кино» и о времени, которое идет по кругу

В «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие «Виктор Цой. Легенда» (12+) — огромный дизайнерский мега-проект от Бюро Planet9 Агнии Стерлиговой и Александра Кармаева — москвичей, которые несколько лет назад на этом же месте перевернули представление петербуржцев о выставках своим проектом «Балабанов». Позже они же открывали выставки «Первая позиция. Русский балет» в «Манеже» и «Панк-культура. Король и шут» снова в «Севкабель Порту». И вот новый проект, который точно запомнится.

Статьи

>