Павленский со Шнуром и реставрационные мастерские: Куда «проведут» культурные лектории

11 сентября 2019, 08:37
Версия для печати Версия для печати

Как быстро освоить в общих чертах историю искусства, обрести минимальный культурный багаж, не начиная жизнь с нуля и не отправляясь за вторым высшим, подтянуть знания в литературе, музыке и театре. Гид «Фонтанки» поможет найти курсы — как очные, так и заочные; как бесплатные, так и за деньги.

Офлайн

1. Лекторий Эрмитажа

Примеры лекций: «Рембрандт и деньги: как зарабатывал и тратил Рембрандт», «Запретные мечети Мекки и Медины», «Во тьме катакомб. Памятники раннехристианского Рима».

Продажа абонементов стартует 12 сентября (четверг), и, судя по ежегодным очередям, вам стоит поспешить. Но если не успели за абонементом, можно посещать лекции и по отдельности. О чем расскажут? Например, у Эрмитажа есть собственный «Университет истории зарубежного искусства». Конечно, это не высшее учебное заведение, а цикл лекций. Его занятия (три курса по три десятка лекций — по древнему миру и средневековому Востоку, по Византии и западноевропейскому искусству до XVII века, по зарубежному искусству до ХХ века) можно посещать три года, а можно экстерном — с древнейших времен до наших дней за один год.



Фото: программа лектория Государственного Эрмитажа

Есть отдельные лекционные циклы, посвященные более узким темам — например, античной археологии, феноменам искусства Востока (о китайском фарфоре, японском лаке, китайском театре, монгольской миниатюре и японских куклах) или Шелковому пути (лекции о легендах и истории, оазисах и монастырях, открытиях и исследованиях). Отдельные абонементы описывают искусство разных стран — например, 1000 лет искусства Франции, культуру Японии, Ирана и Китая. Ну и совсем узкие темы тоже есть — например, об английских замках (Тауэр, Виндзор, Дувр, Лидс…) или искусстве новых медиа (хэппенингах, перформансах, сайт-специфик арте и даже «земляном искусстве»). Календарный план выложен на сайте музея.

Кстати, если хочется совместить полезное с приятным, у Эрмитажа есть еще один лекторий — «Диалог искусств». Это абонементы из вечеров-концертов, на которых рассказы искусствоведов сопровождаются игрой музыкантов. Встречи проходят в концертном зале Зимнего дворца, в Ассамблейном зале дворца Меншикова, в реставрационно-хранительском центре на Старой Деревне и в Главном Штабе. Рассказывают, например, о буддийских святынях России, погребенных под Везувием городах, фрейлинах при российском императорском дворе, меценатах и коллекционерах. Играют не только классику, но и джаз, и этнику. Также в этой программе есть цикл встреч с реставраторами — можно побывать и в их лабораториях, но там число абонементов невелико, и они с 4 сентября уже в продаже, так что о наличии надо срочно узнавать.

2. Лекторий Русского музея

Примеры лекций: «Старинные ювелирные украшения: особенности их коллекционирования и ценообразования», «Основные виды разрушения памятников живописи» (в мастерской реставратора), «Формирование арт-истэблишмента в петербургском искусстве 2000-х годов».



Фото: rusmuseum.ru

Здесь креатива в подходах и широты выбора поменьше, но зато есть выбор детских абонементов. Например, отдельно для дошкольников («Тайны заколдованного города», «Детский альбом» с музыкой), для младших школьников («Азбука искусства», «Мифы, сказки, библия в искусстве», «Русский музей от А до Я») и для учащихся 4-5 классов и семейного посещения («Рассказы о художниках и жанрах», «Путешествие по дворцам Русского музея»). В целом принцип тот же, что и в Эрмитаже: тоже есть свой университет — русского искусства, из пяти курсов (от четырех до 22 лекций на курсе, курсы разделены хронологически). Судя по всему, предполагается слушать их параллельно, но это выйдет достаточно дорого: стоимость пяти абонементов составит 15 тысяч рублей, да и делать это не слишком удобно. Кроме того, есть абонементы, посвященные Русскому музею, его конкретным текущим выставкам, Петербургу в целом. И авторские абонементы — например, по истории рекламного плаката в России, о картинных рамах, современном петербургском искусстве и возвращенных именах. Подробности можно прочитать здесь.

3. Школа Masters

Примеры курсов: «Арт-менеджмент», «Краткая история оперы», «Знаменитая дюжина: двенадцать варварских народов».

Сравнительно новая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя площадка, где научные сотрудники Эрмитажа, Русского музея, видные искусствоведы, кураторы, художники, известные музыкальные и театральные критики и обозреватели рассказывают о том, про что они лучше всего знают. Эти курсы — платные, зато учиться можно, действительно, у тех, кто создает современную культуру Петербурга и России. Среди лекторов — Иван Чечот, Дмитрий Озерков, Ксения Малич, Ольга Хорошилова, Виктор Мазин, Глеб Ершов, Олеся Туркина, Антон Долин, Михаил Трофименков, Вера Мартынов, Ольга Свиблова. Есть «живые» лекции, а есть онлайн-курсы, в том числе годовые образовательные программы.

[Изображение недоступно]

Кстати, при регистрации на сайте можно получить бесплатный доступ к лекциям, которые читались на сцене БДТ перед его последними премьерами — например, о сталинском времени в фильмах Алексея Германа или сталинской архитектуре. А для самых обеспеченных есть поездки в компании лекторов в Европу — на Венецианскую биеннале, в Прагу, Флоренцию или Будапешт.

4. Лектории Новой Голландии

Примеры лекций: «Как мы различаем, называем и классифицируем запахи — с точки зрения социальных наук», «Перформанс и проблема „зрительства«», «Ребенок перед экраном: детская киномания в 1920-е».

[Изображение недоступно]

Новая Голландия принимает целый набор бесплатных лекториев. В ассортименте, например, — лекторий музея современного искусства «Гараж», лекторий университета ИТМО, лекторий по социальным наукам ВШЭ, лекторий дизайн-департамента Новой Голландии, лекторий по современному театру, киноклуб журнала «Сеанс» и лекторий архитектурного журнала «Проект Балтия», лекторий Европейского университета, лекторий по теориям и практикам перформанса. В рамках каждого из курсов проходит более чем по одному занятию по конкретной узкой теме, так что в Новую Голландию можно заглянуть, когда интересует определенный сюжет или лектор. Впрочем, такой подход все равно выглядит более системным, нежели отдельные лекции в городских библиотеках.

5. Прочие лектории культурных площадок

Лекции проводятся на многих площадках, но это по большей части несистематизированные курсы, предполагающие получение образования, а отдельные встречи, нередко с экскурсиями.

[Изображение недоступно]

Например, такие есть у Музея истории Санкт-Петербурга и Дом культуры Льва Лурье (и у тех, и у других — платно), а также в библиотеках (бесплатно) — системы имени М.Ю. Лермонтова или имени Маяковского

Онлайн

1. Онлайн-академия Эрмитажа

Примеры материалов: «Механические диковины», «Висячий сад Малого Эрмитажа. Реконструкция этапов строительства».

Вариант для тех, кто не любит очередей, зато любит онлайн и самостоятельность. Изучить основные темы благодаря этому ресурсу, действительно, просто: вот вам «Модерн», вот «Ампир», вот «Живопись Франции от импрессионистов до Пикассо», а вот «Фламандское искусство в Эрмитаже». Если «копнуть» внутрь какого-либо из курсов, — например, «Скифы», — откроется отдельная вкладка с текстами: «Кто они», «Какие они», «Откуда мы о них знаем». А также подборка об археологических комплексах, где были найдены предметы этой культуры, конкретных сокровищах и истории коллекции. Тексты обильно проиллюстрированы фотографиями и другими историческими документами. На сайте также есть видеоматериалы. Все бесплатное.

2. Онлайн-академия Пушкинского музея

Примеры лекций: «Вкусовые предпочтения обитателей Эдо. Гастрономический тур по средневековой Японии», «Камиль Писсарро: Политические взгляды и творчество художника».

Московская альтернатива онлайн-академии Эрмитажа. Здесь — другие принципы: например, у обучения четкая дата начала (29 июля), и надо успеть прослушать выложенные лекции до 30 сентября, чтобы пройти итоговый тест для проверки знаний и, при удачном выполнении, получить подарок. Впрочем, успеть несложно: вся продолжительность курса из 10 тем составляет три часа. Сюжеты выстроены в хронологическом порядке от Древнего мира до наших дней.

3. Онлайн-лекции в центре мультимедиа Русского музея

Примеры лекций: «Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения художника», «Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития».



Фото: rusmuseumvrm.ru

Как и Пушкинский, Русский музей выкладывает записи уже состоявшихся лекций, а также проводит трансляции тех, что проходят, в режиме реального времени. Некоторые посвящены текущим выставкам, другие — более глобальны. Если посмотреть подборку уже выложенных занятий — получится солидный набор, правда, неструктурированный. Лекции длинные, примерно часовой продолжительности.

4. «Арзамас»

Примеры курсов: «Документальное кино между вымыслом и реальностью», «Как увидеть искусство глазами его современников», «Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России».

Самый знаменитый бесплатный онлайн-лекторий который год «снимает сливки»: здесь упор идет не на фундаментальную науку, а на то, что по факту интересно слушателям. Курсы рождаются в партнерстве с образовательными и гуманитарными институциями, упор сделан на аудиоформат и имена.

[Изображение недоступно]

Например, вы можете прослушать аудиолекции Мариэтты Чудаковой о мире Булгакова или курс по русскому искусству ХХ века «от Дягилева до Павленского», озвученный голосами Сергея Шнурова и Полины Кутеповой. К занятиям подобраны материалы для чтения. Некоторые курсы собираются в сезоны. Например, мощная подборка материалов в разных подачах, включая игровые, собрана про русскую литературу ХХ века. В составе — хрестоматия андеграундной поэзии, путеводитель по Союзу советских писателей, карта интеллектуальной Москвы 1960-х и многое другое.

5. Мастер-классы на портале Культура.РФ

Примеры: «Мастер-класс Юрия Бутусова «Спектакль — это путь», «Теневые куклы», «Что такое пастуший рожок и как на нем играть».

Министерство культуры поддерживает в рабочем состоянии собственную образовательную платформу.

[Изображение недоступно]

Большая часть лекций по разным вопросам культуры там уже лежат по много лет, но одна из рубрик — оригинальная и «живая»: туда продолжают добавляться материалы. Это мастер-классы известных людей. Правда, их не так много. Значительно больше — около тысячи — лекций: но не все они по культуре. Некоторые объединены в тематические подборки — о русских топ-моделях прошлого, загадках Тульской земли или уездного Валдая, а также изменениях, случившихся с русским языком за последнее тысячелетие.

Конечно, онлайн-курсы по культурным дисциплинам есть на общеобразовательных платформах, вроде «Открытого образования», «Лекториума», Coursera и других. Каким точным, естественнонаучным, техническим дисциплинам учиться актуальнее всего в этом году — читайте в гиде «Фонтанки».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>