![](/mm/items/2019/9/3/0008/0953875.png)
Иностранный гид по России 1990-х: Как выглядит фильм о Ходорковском от оскароносного Алекса Гибни
![Версия для печати](/www-include/decor/print.gif)
На Венецианском кинофестивале вне конкурса показали «Citizen K» — новый фильм одного из самых именитых документалистов в мире, обладателя «Оскара» Алекса Гибни. К в названии (очевидно отсылающем к «Citizen Kane» Орсона Уэллса) — это опальный российский олигарх Михаил Ходорковский, Khodorkovsky в английской транскрипции. Но по-русски название звучит даже несколько комично — «Гражданин Х». Кинокритик Катя Загвоздкина посмотрела фильм и объясняет, почему и для российского, и для зарубежного зрителя он остаётся сугубо факультативным.
Рассказ о Ходорковском начинается не с его первых успехов в бизнесе или, например, ареста, а с того, что позволило ему составить начальный капитал — Алекс Гибни даёт экскурс в историю России 1990-х. Становление капитализма показано нарезкой из видеохроники: массовые демонстрации, танки на улицах Москвы, ваучеры, уличная торговля у метро, фрагмент из программы «Куклы» и новогоднее обращение Бориса Ельцина со словами «Я ухожу». У российского зрителя эти кадры непременно вызовут дежавю, так много раз мы их видели, для зарубежного очереди к первому «Макдоналдсу» или песня «Перемен», возможно, и станут откровением, но не будут иметь такой ценности.
На фоне эпохи и возникает фигура Ходорковского — талантливого, прозорливого, пусть и не всегда чистоплотного с этической точки зрения (покупку ваучеров задарма он, например, объясняет законами рынка). Он первым понял, что происходит со страной и как извлечь из этого выгоду. Вот бизнесмен открывает коммерческий банк, вот он уже на встрече с властями в Кремле, а вот летает по России, развивая свою нефтяную компанию — события в жизни бизнесмена и страны, от выборов президента до дефолта, неразрывно связаны.
Для съемок фильма Гибни приехал в Лондон, где сейчас живет Ходорковский, и записал с ним серию продолжительных интервью. Олигарх вспоминает бедное детство, первый заработок, возникновение и рост бизнеса и появление политических амбиций. Тут неизбежно возникает и второй герой фильма — пусть и не задействованный в съемках президент Владимир Путин. В фильме есть кадры, например, с известной встречи президента с предпринимателями в 2001 году, когда его пикировка с Ходорковким была заснята СМИ.
В противостоянии Ходорковкого с Путиным и заключается основной конфликт фильма. В случае с «Гражданином Х» уже по названию можно догадаться, на чьей стороне автор. Гибни, конечно, не старается обелить главного героя — например, не дает однозначного ответа на вопрос, насколько обоснованным было дело о неуплаченных налогах, первое, по которому его осудили. Но дело в выборе экспертов для интервью: все, с кем режиссер встречался, — либо бывшие коллеги Ходорковского (например, появляется экс-глава «ЮКОСа» Леонид Невзлин), либо его адвокаты, либо журналисты, ему симпатизирующие, — бывший главред «Ведомостей» Татьяна Лысова и бывший генеральный директор НТВ Игорь Малашенко в том числе. Российские власти же показаны только через запись телевизионных интервью и официальных выступлений. Или через программы Владимира Соловьева.
Главная проблема «Гражданина Х» как документального кино даже не в таком одностороннем подходе к подбору источников — это право автора — выбирать свою точку зрения. На пресс-конференции после показа фильма Гибни признался, что он не большой специалист по современной истории России — и это чувствуется. Режиссер следует за тем, что говорит его герой, проводит видение Ходорковского: ситуация в России сейчас непосредственно наследует 1990-м. Как и его персонаж, Гибни не замечает, что с тех пор многое изменилось, вместе с Ходорковским оказывается оторван от реалий: гражданину Х. не удается понять ни поколение Х, ни поколение У.
Может быть, поэтому в Венеции фильм встретили нейтрально — без особого ажиотажа и восторга. И сложно поверить, что такой гид по девяностым, пусть и от оскароносного режиссёра, окажется важнее российскому зрителю.
Катя Загвоздкина, специально для «Фонтанки.ру»
![](/mm/items/2024/7/25/0006/2345.jpg)
Куда пойти 26 — 28 июля: день ВМФ, фестиваль уличных театров и джаз в городе
Новости
- 26 июля 2024 - Композитор Филип Гласс обратился к Севастопольскому театру оперы и балета из-за пиратства
- 26 июля 2024 - Во Всероссийском музее Пушкина в Петербурге сменили директора
- 23 июля 2024 - Венецианский кинофестиваль огласил программу
- 23 июля 2024 - Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге объявил конкурсную программу и состав жюри
- 19 июля 2024 - Умерла создательница петербургского Театра Дождей Наталья Никитина
Статьи
-
26 июля 2024, 17:43В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» открыли новую экспозицию Галереи костюма. Одна ее часть будет постоянной и представит историю развития европейского костюма за последние 350 лет, а другая более детально покажет один из ее аспектов или периодов. Например, сейчас можно более детально изучить костюмы «Прекрасной эпохи».
-
23 июля 2024, 18:21В KGallery до 1 сентября работает выставка «Случайный тираж»: наследие ленинградской экспериментальной литографской мастерской показывают рядом с работами современных графиков. Благодаря американо-британскому арт-дилеру Эрику Эсторику, работы Анатолия Каплана, Веры Матюх и других показывали в Лондоне и Нью-Йорке буквально из-под железного занавеса, а в «Астории» он ухитрился организовать художникам абсолютно буржуазный банкет. «Фонтанка» обсудила с сокуратором «Случайного тиража» Александрой Генераловой истории, которые стоят за избранными листами.
-
21 июля 2024, 17:02
-
26 июля 2024, 20:33