«Не все её покупают, чтобы читать»: Тираж «Бандитского Петербурга» достиг 10 миллионов экземпляров

03 сентября 2019, 08:50
Версия для печати Версия для печати

Документальная книга «Бандитский Петербург» писателя и главы Агентства журналистских расследований (АЖУР) Андрея Константинова вышла 15-м изданием, а её суммарный тираж достиг 10 миллионов экземпляров. Такую информацию «Фонтанке» подтвердили в издательстве «Астрель». С сентября новое издание доступно в магазинах города.

«Десять миллионов экземпляров — очень высокий показатель, которого редко достигает литература non-fiction в России. Если, конечно, не сравнивать с популярными книгами по психологии, похудению или изданиями вроде «Лечение золотым усом»», — говорит главный редактор «Астрели» Александр Прокопович. По его словам, «Бандитский Петербург» — «вещь достаточно типичная для всей страны», но «мало кто смог все это дать в документах, фактах».

«Над этим надо было работать, и работа продолжается. Наверное, «Бандитский Петербург» — главное доказательство того, что чем лучше ты работаешь, тем лучше результат», — отмечает издатель.



Фото: bookvoed.ru

Сам Андрей Константинов признаётся, что не думал, что книга станет культовой, когда писал её: «Когда ты на что-то рассчитываешь, скорее всего, этого не получится. Надо просто делать, что тебе интересно, не бросать». Глава АЖУРа не скрывает: 10-миллионный рубеж для него важен не только в символическом плане.

«Тиражи — это деньги. Эта книга дала мне возможность заработать. Но она — что называется, и визитная карточка. Когда говоришь «Бандитский Петербург», объяснять ничего не нужно. Не так давно я смотрел телерепортаж из сибирских зон подтопления. Одна из пострадавших давала интервью корреспонденту — дома, на фоне книжного шкафа. И аккурат рядом с её лицом стоял мой «Бандитский Петербург». Кстати, потрёпанный», — отмечает Константинов.

Феномен популярности книги он объясняет парадоксально: «Не все её покупают, чтобы читать. Мне кажется, что она стала таким петербургским сувениром. Ты привозишь из Петербурга «Бандитский Петербург» на Урал или в Сибирь».



Фото: Сергей Николаев

Работа над расследованием продолжается, и единственное, что пока расстраивает автора — книга не переведена на английский, хотя уже вышла на французском. А другие книги писателя есть на датском, шведском, финском, сербском, болгарском, польском.

Историк и журналист, лауреат Анциферовской премии Лев Лурье рассказал «Фонтанке», что «Бандитский Петербург» читал до выхода книги и до личного знакомства с Константиновым — в качестве рубрики в газете «Смена». «В середине 1990-х я работал как журналист, а культура криминальной журналистики тогда была хорошей. Я писал для «Коммерсанта», там был сильный отдел расследований, но Андрей сильно выделялся на общем фоне. «Смена», «Тайный советник» для меня определяли планку».

«Бандитский Петербург» Лев Лурье сравнивает с «фронтовой прозой»: «Андрею нужно было проявлять незаурядное личное мужество, чтобы это написать, обладать журналистским любопытством, и — это общая черта журналиста и следователя — ему нужно было быть обаятельным, чтобы ему доверяли информанты». «Для «Бандитского Петербурга», может быть, это не так важно, но важно для серии романов, которые Андрей написал — у него редкое для русской литературы умение строить сюжет, ему очень хорошо удаётся композиция. Я помню, как однажды летел Америку. Это мучительный перелёт. Я взял с собой книжку «Тульский — Токарев» и совершенно не заметил, как переместился», — добавляет Лев Лурье.

«Фонтанка.ру»

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>