
Что немцу хорошо, или Как в Петербурге проходил Дрезденский бал

Последний вечер лета Петербург отметил светским мероприятием высокого международного уровня – Дрезденским оперным балом. Площадь искусств перекрыла красная ковровая дорожка, ведущая полукругом от Михайловского театра до Филармонии, билеты за баснословные десятки тысяч рублей разлетелись где-то поровну между Россией и Германией. Вот только ожидаемые VIPы так не приехали, и главными звездами оказались ведущие церемонии – Оксана Федорова с Томом Влашихой и Евгений Плющенко с Яной Рудковской.
У себя в Дрездене этот бал – что-то среднее между «Оскаром» и «Евровидением»: он собирает полную площадь людей перед зданием Оперы Земпера, на ней проводится шоу, концерт, прямая трансляция на весь мир, ВИП-гости в нарядах дресс-кода black tie (платья в пол для дам, смокинги и фраки – для мужчин) проходят по красной дорожке и исчезают в здании, где получают награды.
Для Петербурга дресс-код тоже установили. И так как значительную часть аудитории составили гости из Германии, которых туристическими автобусами подвозили к красной дорожке, он был по большей части соблюден. Россиянам пришлось труднее: за повальным неимением правильных нарядов, одни вспоминали поговорку «нельзя, но если очень хочется, то можно» и надевали более короткое, другие вытаскивали тортообразные платья свидетельниц летних свадеб, а некоторые вообще решили, что бал – это что-то из времен Пушкина, поэтому подразумевает сценический костюм по моде того времени, с плохо сходящимся корсетом и туго завитыми локонами на голове.
Впрочем, врио губернатора понравилось: Александр Беглов, поприветствовавший гостей сразу после видеообращения Владимира Путина, отметил обилие красиво одетых людей в зале.
А больше говорить было, в общем, и не о чем: если не приезжает главный, первых лиц политики и экономики ждать не приходится. А главный не приехал. Не приехал и экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, которого должны были, на минуточку, награждать. В стопке карточек ВИП-гостей, заготовленных у пресс-вола, «Фонтанка» увидела имена вице-губернатора Олега Маркова, полпреда Александра Гуцана, председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова. Но карточки остались невостребованными.
Меж тем, культурная программа шла по расписанию: отклониться от него было нельзя из-за прямой трансляции. Начали почему-то с музыки современного композитора Антона Лубченко к кинокартине 2017 года «Три дня до весны» – вообще-то о блокадном Ленинграде. Когда информацию об этом произнесли со сцены, аплодисменты в зале стали ощутимо настороженными. Впрочем, поприветствовать немецких гостей таким образом решил сам организатор бала, который лично составлял программу, – Ханс-Йоахим Фрай. В концерте звучал «Вокализ» Рахманинова в спорном исполнении саксофониста Игоря Бутмана, «Лебедя» Сен-Санса сыграл виолончелист Сергей Ролдугин, Альбина Шагимуратова исполнила вокальный аттракцион «Соловей» Алябьева, выступали Василий Ладюк и немецкая певица Надя Михаэль. Звучал хор из «Набукко» и фрагмент оперы «Князь Игорь».
Проходили награждения: ключ из мейсенского фарфора за установление мостов между Россией и Германией из рук актера Сергея Жигунова получил немецкий актер, оскаровский номинант Армин Мюллер-Шталь, родившийся в Тильзите (ныне – Советск Калининградской области) и игравший в четырехсерийном фильме Александра Буравского «Ленинград». Была награждена немецкая спортсменка, фигуристка Катарина Витт – ее представлял Евгений Плющенко. К слову, свою речь Евгений начал с того, что пожелал Дрезденскому балу льда в следующем году – чтобы самому иметь возможность выступить перед публикой.
Но самую главную награду вечера – Дрезденский орден Святого Георгия – вручили маэстро Юрию Темирканову. Собственно, к нему-то в Филармонию и направились гости бала после гала-концерта – под звуки выступления группы «Чингис Хан» на площади Искусств. Для пущей торжественности по бокам дорожки расставили студентов горного института в форме – со светильниками в виде свечей. Студенты растерянно улыбались вип-публике, признавались, что держать светильники по полчаса им вовсе не тяжело, а вот субботнего вечера – последнего перед началом учебного года – все-таки жалко.
В Филармонии бал продолжился в том же духе, но уже за праздничными столами, ради которых убрали партер, а Бетховенское фойе превратили в кухню. Гостей потчевали тремя видами тартара, тигровой креветкой и морским гребешком с кремом из манго, ньокки из тыквы с кремом из горгонзолы, уткой с облепиховым соусом или черной треской.
На сцене путешествие в 1980-е устроил для публики все тот же «Чингис Хан» с подтанцовкой в духе бразильского карнавала, играл Игорь Бутман со своим ансамблем, а под выступление Эмина Агаларова – бизнесмена и сына владельца Crocus Group произошло главное событие для желтой прессы – Евгений Плющенко и Яна Рудковская, еще до объявления начала бала, встали из-за стола и cтанцевали вдвоем – под песню «Мы расстанемся с тобой – так скажи мне это начистоту».
Что до самого бала, его официально открыло выступление курсантов со студентками Института сценических искусств. После этого танцевать пригласили всех, а вот прессу попросили на выход. Впрочем, пропускать было толком нечего: согласно таймингу мероприятия, в плане оставались только выступления ансамбля Semper Strings и Игоря Бутмана, а танцы должны были продолжаться до трех утра. Некоторые гости тоже потихоньку начали выходить на улицу.
Выдающимся событием культурной жизни Петербурга бал не стал – виной тому может быть разница традиций и менталитетов, уровень звезд, неспособный кого-либо удивить или неявка высоких гостей. Или в целом настроение: трудно верить в налаживание мостов между странами, когда из телевизора годами говорят об обратном.
Тем не менее, через год Дрезденский бал попытаются провести в Петербурге снова. "Фонтанке" намекнули, что вручать награду неприехавшему Шредеру вне бала не будут, а значит у Петербурга есть второй шанс почувствовать себя Европой. И можно успеть подготовиться – уже известна и дата: 5 сентября.
Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36