«Если бы Довлатов жил сейчас, он бы обратился к полиции»: В Петербурге открывается «День Д»

31 августа 2019, 16:59
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге дискуссией с участием историка Льва Лурье, писателя Татьяны Толстой, литературоведа Глеба Морева и других открылся фестиваль «День Д», посвященный памяти Сергея Довлатова. В здании Двенадцати коллегий СПбГУ эксперты обсудили «Довлатова и воронку 1989 года» и нашли параллели между перестройкой и нашим временем.

«Следя за событиями в Москве (митингами — Прим.ред.), невольно начинаешь думать, что было бы, если бы Сергей Донатович Довлатов дожил до наших дней. И мне кажется, он мог бы выкинуть нечто фантастическое, — предположил литературный критик Никита Елисеев. — Нет, он бы не обратился к студентам, чтобы они не поддавались на провокации. Он обратился бы с открытым письмом к полицейским со словами: «Бить беззащитных и безоружных нехорошо, вы же люди всё-таки».

Как отметил Елисеев, Довлатов был «вдребезги политизирован», но при этом «по-человечески аполитичен»: «В нём сочетались человеческая, гуманная аполитичность и отвергание любого героического жеста».

Татьяна Толстая на
Татьяна Толстая на "Дне Д"-2016

Фото: Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"/Архив

Татьяна Толстая прочитала рассказ «Счастьё» из сборника «Войлочный век». Годы перед перестройкой воспринимались, по мнению писателя, «на тактильном уровне»: «И мягко, и душно, и безнадежно, и серого цвета, как валенки. Из этих валенок невозможно было вылезти. Казалось, они прирастут к твоим ногам и останутся с тобой навечно».

Соредактор журнала «Звезда» Андрей Арьев напомнил, как осуществлялись первые публикации Довлатова на родине, и почему писатель откладывал свой визит из Америки в СССР. Глеб Морев отметил, что «организаторы достаточно точно нащупали ту персональную точку в обширной номенклатуре замечательных деятелей лениградской культуры, вокруг которой можно было бы организовать фестиваль»: «Таких точек всего лишь две – Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Лишь два человека из всего богатства персоналий 1960-1970-х годов стали культурными героями в культурной мифологии сегодняшнего дня».

«Довлатов мечтал быть писателем типа Куприна – таким, кого читают широкие массы. И в 1989 году это случилось: Довлатова начали печатать на родине. Слава его ещё не достигла тех размеров, которые были лет через пять. Но он умер в 1990-м, и эхо этой огромной славы, которая на него накатывала, – он застал», – отметил Лев Лурье, идеолог «Дня Д».

«День Д» проходит с 31 августа по 2 сентября и включает больше 40 событий, посвященных писателю. Это лекции, дискуссии, экскурсии (в том числе и на ретро-автомобилях), парад фокстерьеров, рюмочный ход и многое другое. Подробности читайте в гиде «Фонтанки».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>