
«В Кейптаунском порту»: История России от автора «Географ глобус пропил»

В кино начали показывать «В Кейптаунском порту» — новый фильм автора «Русского» и «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Самая амбициозная его работа: режиссер замахнулся на краткую историю России последних пятидесяти лет.
«В Кейптаунском порту» выходит в прокат спустя год после премьеры и нескольких фестивальных показов — единственной причиной такого долгого пути до большого экрана может быть только неподъемность фильма. Широкий замах, амбициозность — и заоблачная для русского кино витиеватость формы.
Велединский всегда склонялся к литературности. Сам написал когда-то «Бригаду» (что в некотором смысле до сих пор служит оправданием сериала — глупо, претенциозно, но вон какие там цитаты, находки, приемы). Экранизировал Лимонова («Русское» по мотивам «Харьковской трилогии») и Иванова («Географ глобус пропил»). Вроде бы сейчас к этому списку должна добавиться «Обитель» по Прилепину. «В Кейптаунском порту» штука тоже очень литературная. Главные достоинства фильма лежат именно в плоскости сторителлинга, мастерства выстраивать историю самым неожиданным образом.
Наблюдение за переплетением линий, сюжетными узорами и есть главное удовольствие в «Порту». В конце войны на Дальнем Востоке встретились трое. Вор в законе, его «адьютант» — оба фронтовики из штрафбата — и морячок. Встретились, поговорили. Разговор кончился перестрелкой. Каждый из участников ее пошел дальше — уверенный, что выжил только он. Пахан уехал в далекую Африку за мечтой. Адьютант вырос в знаменитого писателя. 22 июня 1996 года каждый из них — при своих особых обстоятельствах — рассказывает историю полувековой давности.

Фото: https://paradisegroup.ru/
Тут есть и старый прием показа одной истории с разных точек — каждый предлагает свою версию встречи-перестрелки. Но не это главное. Важнее, насколько изящно Велединский превращает своих персонажей в архетипы. Писатель-интеллигент, спившийся люмпен, браток. И насколько эти образы не похожи на маски, не становятся клишированными ни на одну секунду. Велединский нарочно выбирает на все три роли актеров, которые отродясь не играли ничего, кроме умеренно-ярких образов второго плана: писателя играет Владимир Стеклов, пахана Александр Робак, морячка Сергей Сосновский. Каждый из них оживляет маски, дарит им биографию и личную драму. Интеллигент заливает темную биографию водкой. Пахан мечтает о морской романтике. Морячок уверен в своей неотразимости и грезит только о том, чтобы дожить до третьего тысячелетия.
Есть тут и фирменная изящность Велединского, мастерство вплетать цитаты, намекать и подмигивать насмотренному зрителю. Кейптаунские наследники советского урки, словно Алекс из «Заводного апельсина», пересыпают речь русскими словечками (матюгами и поговорками). В театре, где морячок служит пожарником, висят афиши пьес исключительно пожарно-морской тематики. Братки девяностых трутся ровно у тех стен на Приморской, где в том же 1996 году околачивался Данила Багров со своим плеером.
Эта затейливость и изысканность, конечно, странна для русского кино, которое упивается богатыми традициями и упражняется в старательности и аккуратности. В этом смысле «В Кейптаунском порту» — фильм действительно чужеродный, слишком лихой и смелый. Но добивается сюжетной затейливостью Велединский куда большего, чем его аккуратные и серьезные коллеги. Пожалуй, впервые русская история последних семидесяти лет дана не как череда эпизодов, а как единое, неразрывное целое. Как биография трех людей, каждый из которых ничуть не изменился за отчетный период.
Урки, интеллигенты и простаки входят в наши дни прямиком из военной романтики — и не собираются никуда уходить. Может, впервые на экране здесь предстает именно история, череда связанных событий, а не отражение испуга перед невнятным будущим и непредсказуемым прошлым. Парадоксально, но линейным повествованием эту связь передать ни у кого пока не получалось.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
- 22 марта 2025 - Весеннее солнце подсветило скульптуры в Академии художеств — посмотрите, какие они на пленке
- 22 марта 2025 - Фотограф и художник-метафизик Валентин Самарин умер в Петербурге
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.