«В Кейптаунском порту»: История России от автора «Географ глобус пропил»
В кино начали показывать «В Кейптаунском порту» — новый фильм автора «Русского» и «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Самая амбициозная его работа: режиссер замахнулся на краткую историю России последних пятидесяти лет.
«В Кейптаунском порту» выходит в прокат спустя год после премьеры и нескольких фестивальных показов — единственной причиной такого долгого пути до большого экрана может быть только неподъемность фильма. Широкий замах, амбициозность — и заоблачная для русского кино витиеватость формы.
Велединский всегда склонялся к литературности. Сам написал когда-то «Бригаду» (что в некотором смысле до сих пор служит оправданием сериала — глупо, претенциозно, но вон какие там цитаты, находки, приемы). Экранизировал Лимонова («Русское» по мотивам «Харьковской трилогии») и Иванова («Географ глобус пропил»). Вроде бы сейчас к этому списку должна добавиться «Обитель» по Прилепину. «В Кейптаунском порту» штука тоже очень литературная. Главные достоинства фильма лежат именно в плоскости сторителлинга, мастерства выстраивать историю самым неожиданным образом.
Наблюдение за переплетением линий, сюжетными узорами и есть главное удовольствие в «Порту». В конце войны на Дальнем Востоке встретились трое. Вор в законе, его «адьютант» — оба фронтовики из штрафбата — и морячок. Встретились, поговорили. Разговор кончился перестрелкой. Каждый из участников ее пошел дальше — уверенный, что выжил только он. Пахан уехал в далекую Африку за мечтой. Адьютант вырос в знаменитого писателя. 22 июня 1996 года каждый из них — при своих особых обстоятельствах — рассказывает историю полувековой давности.
Фото: https://paradisegroup.ru/
Тут есть и старый прием показа одной истории с разных точек — каждый предлагает свою версию встречи-перестрелки. Но не это главное. Важнее, насколько изящно Велединский превращает своих персонажей в архетипы. Писатель-интеллигент, спившийся люмпен, браток. И насколько эти образы не похожи на маски, не становятся клишированными ни на одну секунду. Велединский нарочно выбирает на все три роли актеров, которые отродясь не играли ничего, кроме умеренно-ярких образов второго плана: писателя играет Владимир Стеклов, пахана Александр Робак, морячка Сергей Сосновский. Каждый из них оживляет маски, дарит им биографию и личную драму. Интеллигент заливает темную биографию водкой. Пахан мечтает о морской романтике. Морячок уверен в своей неотразимости и грезит только о том, чтобы дожить до третьего тысячелетия.
Есть тут и фирменная изящность Велединского, мастерство вплетать цитаты, намекать и подмигивать насмотренному зрителю. Кейптаунские наследники советского урки, словно Алекс из «Заводного апельсина», пересыпают речь русскими словечками (матюгами и поговорками). В театре, где морячок служит пожарником, висят афиши пьес исключительно пожарно-морской тематики. Братки девяностых трутся ровно у тех стен на Приморской, где в том же 1996 году околачивался Данила Багров со своим плеером.
Эта затейливость и изысканность, конечно, странна для русского кино, которое упивается богатыми традициями и упражняется в старательности и аккуратности. В этом смысле «В Кейптаунском порту» — фильм действительно чужеродный, слишком лихой и смелый. Но добивается сюжетной затейливостью Велединский куда большего, чем его аккуратные и серьезные коллеги. Пожалуй, впервые русская история последних семидесяти лет дана не как череда эпизодов, а как единое, неразрывное целое. Как биография трех людей, каждый из которых ничуть не изменился за отчетный период.
Урки, интеллигенты и простаки входят в наши дни прямиком из военной романтики — и не собираются никуда уходить. Может, впервые на экране здесь предстает именно история, череда связанных событий, а не отражение испуга перед невнятным будущим и непредсказуемым прошлым. Парадоксально, но линейным повествованием эту связь передать ни у кого пока не получалось.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 6 — 8 декабря: световое шоу на Дворцовой, чудовища в Эрмитаже и игра с бесконечностью в БДТ
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30