
«В Кейптаунском порту»: История России от автора «Географ глобус пропил»

В кино начали показывать «В Кейптаунском порту» — новый фильм автора «Русского» и «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Самая амбициозная его работа: режиссер замахнулся на краткую историю России последних пятидесяти лет.
«В Кейптаунском порту» выходит в прокат спустя год после премьеры и нескольких фестивальных показов — единственной причиной такого долгого пути до большого экрана может быть только неподъемность фильма. Широкий замах, амбициозность — и заоблачная для русского кино витиеватость формы.
Велединский всегда склонялся к литературности. Сам написал когда-то «Бригаду» (что в некотором смысле до сих пор служит оправданием сериала — глупо, претенциозно, но вон какие там цитаты, находки, приемы). Экранизировал Лимонова («Русское» по мотивам «Харьковской трилогии») и Иванова («Географ глобус пропил»). Вроде бы сейчас к этому списку должна добавиться «Обитель» по Прилепину. «В Кейптаунском порту» штука тоже очень литературная. Главные достоинства фильма лежат именно в плоскости сторителлинга, мастерства выстраивать историю самым неожиданным образом.
Наблюдение за переплетением линий, сюжетными узорами и есть главное удовольствие в «Порту». В конце войны на Дальнем Востоке встретились трое. Вор в законе, его «адьютант» — оба фронтовики из штрафбата — и морячок. Встретились, поговорили. Разговор кончился перестрелкой. Каждый из участников ее пошел дальше — уверенный, что выжил только он. Пахан уехал в далекую Африку за мечтой. Адьютант вырос в знаменитого писателя. 22 июня 1996 года каждый из них — при своих особых обстоятельствах — рассказывает историю полувековой давности.

Фото: https://paradisegroup.ru/
Тут есть и старый прием показа одной истории с разных точек — каждый предлагает свою версию встречи-перестрелки. Но не это главное. Важнее, насколько изящно Велединский превращает своих персонажей в архетипы. Писатель-интеллигент, спившийся люмпен, браток. И насколько эти образы не похожи на маски, не становятся клишированными ни на одну секунду. Велединский нарочно выбирает на все три роли актеров, которые отродясь не играли ничего, кроме умеренно-ярких образов второго плана: писателя играет Владимир Стеклов, пахана Александр Робак, морячка Сергей Сосновский. Каждый из них оживляет маски, дарит им биографию и личную драму. Интеллигент заливает темную биографию водкой. Пахан мечтает о морской романтике. Морячок уверен в своей неотразимости и грезит только о том, чтобы дожить до третьего тысячелетия.
Есть тут и фирменная изящность Велединского, мастерство вплетать цитаты, намекать и подмигивать насмотренному зрителю. Кейптаунские наследники советского урки, словно Алекс из «Заводного апельсина», пересыпают речь русскими словечками (матюгами и поговорками). В театре, где морячок служит пожарником, висят афиши пьес исключительно пожарно-морской тематики. Братки девяностых трутся ровно у тех стен на Приморской, где в том же 1996 году околачивался Данила Багров со своим плеером.
Эта затейливость и изысканность, конечно, странна для русского кино, которое упивается богатыми традициями и упражняется в старательности и аккуратности. В этом смысле «В Кейптаунском порту» — фильм действительно чужеродный, слишком лихой и смелый. Но добивается сюжетной затейливостью Велединский куда большего, чем его аккуратные и серьезные коллеги. Пожалуй, впервые русская история последних семидесяти лет дана не как череда эпизодов, а как единое, неразрывное целое. Как биография трех людей, каждый из которых ничуть не изменился за отчетный период.
Урки, интеллигенты и простаки входят в наши дни прямиком из военной романтики — и не собираются никуда уходить. Может, впервые на экране здесь предстает именно история, череда связанных событий, а не отражение испуга перед невнятным будущим и непредсказуемым прошлым. Парадоксально, но линейным повествованием эту связь передать ни у кого пока не получалось.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».