
Увидеть сокровища Приама и сковородку из трех музеев

Открытие выставки «Бронзовый век. Европа без границ» стало событием не только культурным, но и политическим. В первый же день работы её посетили Владимир Путин и Ангела Меркель. «Лозунг выставки – «Европа без границ». Но тогда границ, наверное, не было только в сегодняшнем понимании. Чего не было точно, так это виз. Можно сказать, Европа без визового режима», – пошутил президент после осмотра экспозиции.
Сейчас в это трудно поверить, но было время, когда границ действительно не существовало, потому что не существовало государств. Миграции, межплеменные связи, торговые пути, проникновения одной культуры в другую – всё это случалось абсолютно естественно, как и другие явления природы. А человеческий разум просто помогал сокращать расстояния, изобретая всё более совершенные средства передвижения (повозки, корабли).
На выставке, организованной Эрмитажем вместе с Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, московским Историческим музеем и берлинским Музеем преистории и древней истории, границы тоже размыты. Переходя от витрины к витрине, можно проследить, как столетия перетекают одно в другое, как распространяются по территории будущей Европы новые технологии. Или как воссоединяются комплексы памятников, разрозненные после Второй мировой войны.
Доходит до смешного. Присмотритесь к этикеткам, и вы увидите, что три части одной бронзовой сковороды (из раскопок Генриха Шлимана в Трое) хранятся после всех перемещений в трёх разных музеях (собственно сковородка – в Музее им. А.С.Пушкина, один фрагмент её ручки – в Эрмитаже, другой – в берлинском Музее древней истории). Хорошо, что кураторы выставки помогли им встретиться, хотя бы на время её работы.
Экспозиция «Бронзовый век. Европа без границ» отрыта в залах Главного штаба до конца лета. В витринах – около 1800 археологических памятников. В том числе, топоры и мечи, браслеты и низки бус, пряжки поясов и булавки, керамические сосуды и чаши из металла, наконечники стрел и мотки золотой проволоки (ими расплачивались за покупки).
«Эпоха бронзы на самом деле не так далека от нашего времени, как может это показаться на первый взгляд, – уверяют организаторы, – всего около ста поколений отделяют нас от людей и событий того времени». Что ж, может быть, с точки зрения археологов, сто поколений и правда не много, но для человека, не отягощённого специальными знаниями, это почти непреодолимый барьер. Попробуйте догадаться, для чего были нужны людям булавки длиной в 50-70 сантиметров, с ажурными навершиями, похожими на диковинные цветы. Никто не знает наверняка, но очень может быть, что ими скрепляли одежды, в которых покойный отправлялся за грань этого мира.

Фото: hermitagemuseum.org
Следующий вопрос – почему многие вещи, найденные в погребениях, старательно изломаны, повреждены? Оказывается, для того чтобы последовать за своим хозяином в мир иной, они должны были тоже «умереть» (интересно, не стала ли для них наша, современная, реальность тем самым иным миром?).
Самые эффектные экспонаты происходят, конечно, из кладов. А что такое клад? Думаете, старательно припрятанные на чёрный день богатства? Исследователи считают, что большинство кладов представляют собой своеобразные приношения, жертвы богам. В одних местах их закапывали в землю, в других – топили в реке или болоте. Богу войны дарили оружие, а богу кузнечных дел – орудия труда.
В одной из витрин (там выставлены памятники из раскопок Генриха Шлимана) можно обнаружить несколько линз из горного хрусталя. Над их предназначением учёные долго ломали головы. Сейчас они пришли к выводу, что такие увеличительные стёкла были нужны древним ювелирам, чьи изделия восхищают нас тонкостью работы (смотри в той же витрине).
Словом, если вы найдёте время подготовиться к посещению этой выставки, пролистаете каталог или прочтёте несколько соответствующих статей в Интернете, вам будет намного интереснее. Если поленитесь, не мучайте себя, осматривая каждый экспонат. Просто полюбуйтесь самыми эффектными из них – диадемой из «клада Приама», легендарного троянского царя, отца того самого Париса, из-за которого греки пошли войной на Трою, золотыми фигурками бычков из Майкопского кургана, забавными маленькими идолами из Галичского клада и огромными лурами (это такие музыкальные инструменты, на которых и сегодня могут сыграть отдельные умельцы).
Дина Гин, «Фонтанка.ру»

В той норе, во тьме печальной гроб открылся виртуальный: на экранах новая драма Дэвида Кроненберга «Саван»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30