
ZAZ: «Я делаю свой вклад в экологию — как маленький колибри»

10 и 11 августа в Петербурге пройдёт международный музыкальный фестиваль Zavtra, который, кроме отличной музыкальной составляющей, обещает объединить горожан идеей заботы об окружающей среде. В преддверии музыкально-экологического слёта «Фонтанка поговорила» с одним из хэдлайнеров, французской певицей Zaz. Она рассказала об испытании славой, движении вперёд, Джо Дассене и возделывании собственного огорода.
— Вы помните свои ощущения, когда из уличного музыканта вдруг превратились в большую звезду? Изменило ли это вас как человека, некоторые ведь славы не выдерживают?
— Конечно, помню. Хотя это было так давно — десять лет назад, так невероятно, и всё получилось очень, очень быстро. Не думаю, что я сильно изменилась, но кто может сказать о себе, что не поменялся за такое время? В любом случае, я пытаюсь оставаться собой.
— Сейчас в России прокатилась волна протестов против существующего государственного устройства. Как с этим дома обстоит, все ли устраивает французов? И приходилось ли вам когда-либо участвовать в протестных движениях?
— Да, как и все, я участвовала в митингах, но это тоже было очень давно. Я совсем не разбираюсь в ситуации в России, поэтому предпочту от комментариев воздержаться. В том, что я вижу во Франции, главная вещь — люди двигаются. Нельзя забывать о том, что политика — это и мы с вами, это наши голоса, и тут нам нужно действовать в «повседневном режиме».
— Ещё одна часть повестки дня в России — феминизм. Считаете ли вы себя феминисткой? Насколько положение женщин в современном мире, с вашей точки зрения, равноценно положению мужчин?
— Да, естественно, меня волнует положение женщин, но я себя считаю скорее гуманистом, нежели феминисткой.
— Вы вместе работали с большими артистами — Куинси Джонс, Шарль Азнавур, а с кем стоит ожидать вашу следующую коллаборацию? Что вы скажете о Ришаре Бона, который тоже участвует в фестивале, например?
— Ой-ой-ой, непростой вопрос, их так много, но, знаете, я не люблю выбирать. Уверена, что со мной на фестивале будут замечательные музыканты. С тем же Ришаром мы уже пересекались и связь у нас налажена. Кто знает, почему бы нам не сделать что-то совместно когда-то?
— На вашей последней пластинке Effet Miroir было намешано много различных жанров — шансон, поп, сальса, рок. Каким будет коктейль следующего альбома?
— Да, смешивать невозможное — это прямо я, у меня много желаний, много идей и мне нравится создавать совершенно разные вещи. По поводу следующей работы я пока не буду распространяться, но не исключено, что это станет полным для всех сюрпризом, я определенно уже думаю об этом.
— В СССР, кроме Пиаф, Азнавура, Бреля, был невероятно популярен французский певец Джо Дассен, по нему буквально сходили с ума. Вы его слушали, как он вам? Или это больше коснулось ваших родителей?
— Нет, мы никогда особо не слушали Джо Дассена — ни я, ни родители. Как и все, слышала его хиты по радио, но я бы сказала, что это не совсем моя история в смысле музыки.
— В 2011 году вы создали организацию Zazimut, она ставит своей целью продвигать и создавать социально значимые проекты — что получилось сделать к сегодняшнему дню?
— Эй, это было в 2015 году вообще-то. И с тех пор столько всего сделано, что самой не верится. Мы сейчас создаём настольную игру вокруг темы ненасильственной коммуникации, кроме того, у нас ещё готовятся другие педагогические проекты. В этом смысле мы не замыкаемся локально только на Франции, а пытаемся во время турне создать еще и международную сеть подобных общественных организаций. В нынешнем списке их уже порядка 150. Это необыкновенно, там гениальные люди, каждый раз меня невероятно подпитывающие. Ну и дома мы посвятили этим нашим идеям целый фестиваль Crussol (аналог фестиваля Zavtra в Европе — Прим.ред.)
— Миссия Zavtra — ответственное отношение людей к своей среде обитания и будущему. Что вы сами делаете для защиты окружающей среды и для того, чтобы ваша жизнь была более экологичной?
— Ооо, я стараюсь по максимуму: сортирую отходы, слежу за тем, что ем, покупая сезонные продукты, для отопления дома я использую только древесные пеллеты, потому что это возобновляемая энергия. А ещё у меня есть маленький огород, где и я произвожу свой собственный компост. Короче говоря, я делаю свой вклад — как маленький колибри!
— Прям захотелось к вам в огород, похозяйничать. А не кажется ли вам, что порой «экология» в такого рода фестивалях — исключительно рекламный слоган. И, несмотря на красивые лозунги, организаторы продолжают распространять пластиковую посуду, неэкологичную еду?
— Как раз таки, я считаю, что всё ровным счётом наоборот. Zavtra использует только экочашки, многоразовые стаканы, и организаторы, безусловно очень продумывают то, что будет предлагаться посетителям в качестве еды. Но конечно за всем таким уследить сразу совсем не просто. Как у вас говорится? Первый блин — всегда немножко комом. Мы всегда начинаем с маленький вещей, которые потом вдруг становятся большими. И я думаю, что подобные праздники позволяют людям становиться более чуткими и возвращаться домой уже другими — с желанием что-то изменить. Вот, что главное здесь — двигаться вперёд вместе!
— Чем вы вообще живёте, кроме музыки? Что читаете, смотрите? Может быть, что-то из области современного искусства вас вдохновляет?
— Честно говоря, в последнее время у меня очень мало остается на себя времени, мы же постоянно в дороге и работе. Я давно не читала хороших романов. Хотя смотрю сериалы, как и все, но среди них много документальных — вот недавно было нечто очень интересное о биомимикрии, оттуда столько всего можно узнать о природе, вы себе не представляете!
— Кого из тех артистов, что выступают вместе с вами на фестивале, знаете? Что вообще слушаете из русской музыки? Говорят ли вам о чем-нибудь имена Монеточка, Little Big, Ваенга, «Ленинград»?
— По правде говоря, я не особо разбираюсь в русской музыке, но у меня была возможность пообщаться с «Мумий Троллем». А из участников Zavtra – с Ришаром Бона. Насчёт остальных, увы, я ничего сказать не смогу.
— А помните, что в интервью «ТАСС» однажды заявили, что готовы спеть совместный трек с Земфирой. Где он, не побоюсь спросить?
— Да, была такая идея, но так вышло, что у меня совсем не было времени, и мы так и не связались. Хотя я бы не отказывалась от надежды сделать это в будущем.
— Ну, и в заключение, извините, но не могу избежать вопроса о личной жизни. Хотя всегда ставлю во главу угла её частность, но я не один этим интересуюсь. Как с этим дела?
— Всё — супер. Жизнь прекрасна, не так ли?
Кирилл Рейн, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Где тусить этим летом? Гид «Фонтанки» по летним фестивалям

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35