
«Гив ми либерти»: Драма о том, как русские мигранты ищут себя в Америке

В прокате — американский дебют российского режиссёра Кирилла Михановского. Драма о мигрантах притворилась роуд-муви, но всё-таки приведёт героев к ответу на главные вопросы.
Режиссёр Кирилл Михановский работал и в России, и за границей. На родине снял «Дубровского» с Данилой Козловским. В Бразилии — «Сны о рыбе», трогательную драму о жителях крохотного местечка, одержимых любимым сериалом. Теперь настал черед американского дебюта. Стоило ожидать, что Михановский снимет о той среде, которая ему прекрасно знакома — мигрантах. Что фильм будет наполнен рунглишем и ностальгией. Вроде бы все на это намекало.
Но «Либерти» — это не кино о мигрантах: Михановскому не слишком интересно снимать настолько специфическую вещь, которая может быть важна только для очень узкого круга зрителей. Он заведомо выбирает другой формат — роуд-муви, кино про героя, который путешествует и в дороге познает самого себя и мир вокруг. Только с конвенциями жанра режиссёр обращается очень смело.
Роуд-муви предполагает длительность, следование по долгому маршруту. Неделю, две, из штата в штат, с запада на восток. Главный герой «Гив ми либерти» кружит в фургончике (который так и хочется обозвать маршруткой), в компании советских пенсионеров и темнокожей девушки всего-то в границах одного неблагополучного квартала висконсинской дыры и все путешествие длится только сутки.
Роуд-муви требует медлительности, даже медитативности — ну, а как познать себя в суете? Ведь из неё обычно убегает в мир хайвеев и мотелей. Михановский, наоборот, строит «Гив ми либерти» как скоростной калейдоскоп лиц и событий, его персонаж именно в сутолоке одного дня приходит к важным и тяжким выводам. Суета создается не только обилием событий — остановок, поворотов, пробегов, визитов в дома и учреждения. «Либерти» — очень пестрое зрелище, Михановский жонглирует стилями и манерами, перепрыгивает с сумеречной и холодной цветовой гаммы в теплую любительскую ретро-съемку, из цвета в черно-белое кино.
Главный герой нарочно не говорит по-русски, а свое имя — Виктор — редуцирует до американского Вик. Да и играет его, понятно, ничуть не русский актёр — Крис Галуст. Вик не мигрант, он никто. Человек без идентичности, национальности, профессии. И суть того пути, который он проходит — именно в открытии себя. В том, что он собирает все недостающие элементы.
Русские тут пестрые — и орда пенсионеров с баянами и советскими песнями, и их деловитый гость из Бруклина в исполнении Максима Стоянова, ушлый жучара, трикстер в наколках. Но они существуют на равных с цветным населением Америки — не зря же одна из самых трогательных сцен фильма — та, в которой старикан по имени Зяма учит темнокожую ровесницу готовит цыпленка табака. А в финале русские — Вик, его сестра в исполнении Дарьи Екамасовой и привязавшийся к ним бруклинский хмырь — сливются в экстазе с толпой темнокожих погромщиков.
Этим витиеватым путем Михановский приводит героев к познанию, смирению, любви. Ну и что, что находят они это все не через созерцание, боль и меланхолию. Они — мигранты, то есть другие. У них иной путь, чем у белого мальчика из престижного колледжа или волосатых хиппарей на мотоциклах. Да и нужно им совсем другое — не love, peace и не взросление, а простой ответ на вопрос: «Кто я теперь?»
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Не знаю, как будем жить». Что будет с «Лендоком» после вселения Мариинского театра
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 05 июня 2025 - Умерла петербургская художница Аня Желудь, ее работы показывали на Венецианской биеннале
- 05 июня 2025 - Скончался поэт и сооснователь «Аквариума» Анатолий Джордж Гуницкий
- 04 июня 2025 - Мариинскому театру передали помещения киностудии «Лендок» на Крюковом канале
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
Статьи
-
03 июня 2025, 10:02Начало лета несёт продолжения самых топовых телепроектов последних лет: новые сезоны нью-йоркской исторической драмы «Позолоченный век», ресторанного драмеди «Медведь» и южнокорейского триллера «Игра в кальмара». Из заметных новинок — комедия «Король гольфа» с Оуэном Уилсоном, боевик «Последний отсчёт» с Дженсеном Эклсом и российский экшн из Вьетнама «Высокий сезон».
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
26 мая 2025, 22:29