Без пафоса и пламени не стало

26 июля 2013, 14:31
Версия для печати Версия для печати

Михайловский театр выпустил с размахом осуществленную балетную премьеру: «Пламя Парижа». Посыл ясен: зритель устал от бессюжетных композиций и давно уже хочет старого доброго повествовательного балета, понятного и красивого. Так что сейчас самое время возрождать утраченное наследие: незаслуженно забытую советскую хореодраму, она же «драмбалет».

Тем более что в театре есть балетмейстер Михаил Мессерер, который этот спектакль помнит и любит. И тем более, что вместе с «Лауренсией» Чабукиани, возобновленной им же три года назад, это уже некая концепция. Логично? Логично. И театр восстановил советский многофигурный спектакль про Великую французскую революцию.

Именно восстановил – в отличие от Большого: там Алексей Ратманский сделал на основе старого новый балет, а Мессерер избрал путь реставратора, бережно сохраняющего то, что осталось, и столь же бережно ретуширующего утраченные места. За основу он взял московскую редакцию 1947 года, которую считает наиболее удачной и знает лучше всего.

Новое старое «Пламя» получилось красочным и зажигательным, артисты носились по сцене, а зрители были воодушевлены и хлопали в такт революционной песне «Ça ira».

Сцена из балета
Сцена из балета "Пламя Парижа", Михайловский театр

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра

Но что же такое сам балет? Созданный к 15-летию Октября, он знаменит мощнейшим по накалу танцем басков и грандиозной массовой сценой, где народ с ружьями и вилами наперевес идет на зрителя. Главное действующее лицо там – народные массы, из которых выделяется то один, то другой персонаж. Плохой аристократ там пристает к девушкам, а хорошие санкюлоты свергают короля и веселятся на площади. Там есть прекрасная пейзанка, храбрый повстанец и девушка с революционным знаменем. И местная «интеллигенция»: придворные артисты в балетном платье, сначала развлекавшие королей, но потом сделавшие правильный выбор. То есть, весь спектр советских революционных образов.

Первая советская хореодрама, он был создан в 1932 году, вскоре после провозглашения термина «соцреализм». Это и был образец нового мышления, переход от авангарда к имперской неоклассике зрелого сталинизма. Тайная же драма здесь в том, что его авторы еще недавно представляли ту самую культуру 20-х, с которой теперь на государственном уровне велась борьба. Это была отчаянная попытка ленинградских левых сыграть направо.

Либретто по детской книжке Феликса Гра «Красные с Юга» («Марсельцы») написали два мейерхольдовца: театровед Николай Волков, автор первой монографии о Мастере, – и художник Владимир Дмитриев, соратник и даже воспитанник Мейерхольда. Именно он оформлял легендарные «Зори» в Театре РСФСР-1 – спектакль на ту же тему восстания народных масс, но решенный в духе конструктивизма. Дмитриев разработал и сценографию «Пламени», на этот раз монументально-академическую, а массовые сцены ставил еще один мейерхольдовец, режиссер Сергей Радлов, имевший опыт организации грандиозных театрализованных праздников. Автором партитуры, набранной из обработанного музыкального материала эпохи, стал Борис Асафьев, еще недавно – пропагандист модернизма и член «Ассоциации современной музыки», которая в том же 1932 году была разогнана как «сборище чуждых пролетарской идеологии музыкантов». Ну, а хореографом выступил Василий Вайнонен, бывший участник экспериментов молодого Баланчина. Теперь, в год закручивания гаек, все они утверждали новые эстетические ценности в балете, оптимистично и плакатно прославляющем французскую революцию в духе самого что ни на есть вульгарного социологизма. В русле классических традиций, скрещенных с радловскими массовками и втиснутых в идеологическую оправу.

Сцена из балета
Сцена из балета "Пламя Парижа", Михайловский театр

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра

Недостатки этого конгломерата были отлично видны современникам. Известно разгромное выступление Соллертинского, товарища и единомышленника авторов, где он судит их по законам, «ими самими над собою признанными»: хотели драматического действия и исторической правды – нет ни того, ни другого, а получилась идеологически выдержанная вампука.

Еще важнее то, что идеология вступила здесь в непримиримый конфликт с логикой академического балета. Художественные нестыковки возникали на каждом шагу, начиная с притянутых за уши танцев-аллегорий, и кончая выходом короля с королевой: так в балете выходят только добрые персонажи, тогда как по сюжету они – средоточие зла.

Несколько раз Вайнонен переделывал и подправлял балет, а в 1953 собрал все лучшее в 20-минутной выжимке, по которой было снято кино.

Но что же с этим материалом сделал Михайловский театр? Прежде всего, он сократил спектакль: за счет пантомимы. Игровые сцены даны в нем совсем конспективно – как в фильме, который, вероятно, выигрывал на фоне четырехактного балета-тяжеловеса. Но в фильме – монтаж, крупные планы, ракурсы, даже съемки на пленере: это не театр. В Михайловском же отфильтрованное «Пламя Парижа» превратилось ровно в то, против чего не покладая рук боролись сторонники «драмбалета» - в дивертисмент, концерт из танцев, не связанных действием.

Сцена из балета
Сцена из балета "Пламя Парижа", Михайловский театр

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра

Произошло глобальное столкновение жанров. Попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань кончилась парадоксом: трепетная лань танцев абсолютно забила ломовую лошадь драмбалета, и специфика исторического сталинского стиля, ради которой, собственно, все и было затеяно, оказалась не видна. Не видна она и потому, что нынешние артисты не владеют ее эстетикой: у них другая фактура, легкая, без монументальности, составляющей основу стиля. Нужного градуса и плотности танца могли бы легко достичь Наталья Осипова и Иван Васильев, тем более что их хит – «Пламя Парижа» Ратманского. Но Осипова в спектакле не занята, а Васильева, несмотря на его лихую виртуозность, одного на весь спектакль не хватило. Спектакль-то рассчитан на ансамбль.

Моменты подлинного возникали в другом: мейерхольдовский дух вспыхнул в таинственной сарабанде, отголоски 20-х зазвучали в акробатических высоких поддержках.

Но что все-таки театр имел в виду? Можно ли сейчас всерьез говорить о Великой французской революции наивным языком советской агитации? То есть, идентифицирует ли себя театр с идеей, ради которой этот балет был создан? Или дистанцируется от нее, демонстрируя, как впечатляет «винтажное» искусство? Если первое – то у меня, извините, нет вопросов. Если же второе, то особенности стиля, пусть архаичные, стоило не сглаживать, а подать со вкусом. Пусть будет самая пафосная пантомима. Пусть будет самая разнузданная идеология. Пусть будут 30-40-е во всей красе, чудовищные и притягательные, но увиденные глазами современного человека, понимающего, что стоит за всеми этими танцами.

Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>