«Король Лев»: : новому миру – новые звери

18 июля 2019, 12:27
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Король Лев», очередной перезапуск классического диснеевского мультика в новом, реалистичном формате. Пожалуй, самый смелый и выигрышный.

Студия Диснея ищет себя в новом, технологичном мире. Ее конек — рисованные, милые и одновременно узнаваемые и острохарактерные персонажи — ушел в прошлое. В компьютерной графике тягаться с «Пиксаром» бессмысленно, так что сделали ставку на сочетание сказочного сюжета и реализма, граничащего с натурализмом в изобразительном, техническом решении. Такой была «Книга Джунглей» — со склизким удавом Каа (пусть и наделенным голоском Скарлетт Йоханссон — у Киплинга Каа – женского рода, — прим.ред.), мохнатым медведем и сырыми, осязаемыми через экран джунглями. Так недавно обновили «Аладдина» променяв анимационную мимимишность на суровую правду дикого Востока, трикстера-Джинна на Уилла Смита, а арабскую ночь наполнив живой пылью и песчаной бурей.

Логично, что «Льва» делал тот же режиссер, что и «Книгу джунглей» — Джон Фавро. У него совмещать мультяшность с физиологизмом получается здорово. Причем не только в плане визуальном — сюжет тоже «взрослеет», обретает новое измерение. Оригинальный «Король Лев» был очень детским, найти в нем что-то взрослое стоило определенных трудов и усилий. Здесь выходит на первый план то, что было в тени в мультике: например, сам ход с коварством Шрама, изгнанием главного героя, Симбы, из прайда и последующим возвращением. В мультике это была просто такая фабульная загогулина, часть приключений персонажа. Здесь же — настоящая инициация, суровые нравы дикой природы, которая требует раз за разом доказывать право на выживание.

Выигрывают от такого натуралистичного решения и характеры: гиены, антилопы, Тимон с Пумбой остаются такими же узнаваемыми и яркими. Только в мультике это была чистая, дистиллированная экспрессия: каждый рисованный жест, каждое движение мимики ясно считывалось зрителем. В компьютерно-физиологичном «Короле» коварство Шрама, беззаботная дурашливость Тимона с Пумбой и мимимишность Симбы считываются за счет более мелких нюансов и деталей, требуют от зрителя большего внимания к ним. Но результат в итоге тот же: отлично продуманные и прописанные характеры.

Голоса тоже «повзрослели». В мультике все-таки узнаваемо звучали герои второго плана – Зазу «Мистера Бина» Роуэна Аткинсона и Шензи Вупи Голдберг. Здесь свой специфический голос обрели и перворазрядные герои: Налу озвучила, на минутку, Бейонсе, Шрама — заправский брутальный персонаж Чиветел Эджиофор, Пумбу — дежурный комик, смешной даже если читает вслух Данте, Сет Роген.

Наконец, огромная заслуга здесь оператора Калеба Дешанеля, работавшего с Линчем, Хэлом Эшби, снимавшего «Страсти Христовы» Гибсона. Серьезнейший бэкграунд отражается и в «Льве»: в визуальном решении нет ничего «детского», никаких скидок на возраст и восприятие. Все максимально по-взрослому.

Может, дело в том, что студия Диснея в некотором смысле ломится в открытые двери — третий раз с упорством неофита проходит путь, на котором уже преуспела. И «Книга», и «Аладдин» были достойными, успешными работами — но натиск в «Короле» такой, как будто зрителя еще нужно убеждать в праве знакомых персонажей менять облик, быть не рисованными, а реалистично-компьютерными. Может, тут правда звезды сошлись: Фавро, Дешанель, Бейонсе с компанией вполне тянут на дрим-тим. Но факт остается фактом: «Король» первый диснеевский компьютерный фильм, к которому почти невозможно предъявить никаких глобальных претензий. Успешная работа большой студии — как в старые добрые времена.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>