«Гамлета будут судить по ст. 105 УК — «Убийство»

15 июля 2019, 16:32
Версия для печати Версия для печати

Гамлет — убийца из Весёлого посёлка, Офелия — безработная швея; в судебной тяжбе из-за смерти Полония задействованы настоящие судьи и прокуроры. В Петербурге на фестивале искусств «Точка доступа» 19 – 21 июля покажут спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» шведской компании Cie Yan Duyvendak. Сами зрители смогут повлиять происходящее, решив судьбу убийцы.

Редактор отдела культуры «Фонтанки» расспросила драматурга и автора российской адаптации Антона Флерова, как устроен этот спектакль, и почему его стоит посетить.

Что это за спектакль

«Пожалуйста, дальше (Гамлет)» создали шведский режиссёр Ян Дейвендак и испанец Роджер Бернат. Сценарий написан на основании настоящего дела, материалы которого авторам передал знакомый юрист. Большой город, молодой человек из рабочего района убивает отца своей девушки. Спустя несколько лет девушка подает на убийцу в суд…

Театральное действо разворачивается как судебное слушание. Но только трех персонажей — Гамлета, Офелию и Гертруду, свидетельницу преступления, — играют профессиональные актёры. Судья и секретарь суда, прокурор, адвокаты, психиатр, зачитывающий заключение судебно-психиатрической экспертизы, — настоящие профессионалы из мира юриспруденции. Проект предполагает участие присяжных и заседателей, — и ими становятся зрители, которых выбирают прямо в зале суда. Они удаляются в совещательную комнату и выносят вердикт, а на его основании судья выносит приговор.

В Швейцарии премьера «Пожалуйста, дальше» прошла в 2012 году С тех пор спектакль успел объехать весь мир — побывал на гастролях во Франции, Германии, Греции, Испании, Гонконге. В Россию проект привезли только сейчас. В нашем обществе существует некое табу на то, чтобы говорить о судебной, правоохранительной системе. К тому же, театр сам по себе — довольно консервативная структура. «Точке доступа» нужно было развиться до определённого уровня, чтобы взяться за этот сложный и дорогостоящий проект.

Насколько это похоже на Шекспира

Не очень похоже. Авторы спектакля дали героям имена из «Гамлета» — чтобы оторвать конкретное дело от обстоятельств места и времени, придать ему общечеловеческий характер. Но и потому что параллели с убийством Полония в этой истории напрашиваются сами собой. Но всё-таки «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» — это совершенно современное и самостоятельное произведение. В нем нет текста Шекспира, а обстоятельства преступления принципиально привязаны к России.

Как швейцарский спектакль переносили на российскую почву

Наш Гамлет живёт в условном Веселом поселке. Гамлет — недоучившийся студент, ушедший в академический отпуск. Офелия получила образование швеи, но по профессии не работает. Оба получают социальное пособие и находятся на иждивении у своих родителей — в доме типа общежития, с общими кухнями на этаже. Гамлета будут судить по первой части статьи 105 Уголовного кодекса — «Убийство», она предполагает до 15 лет лишения свободы.

Проект подразумевает рассмотрение уголовного дела. А это значит, что юристы перед заседанием суда читают его материалы — осмотр места происшествия, протоколы допросов, заключения судебно-медицинской и криминалистической экспертиз и так далее. Все эти тексты надо было написать так, чтобы они максимально соответствовали российским реалиям, в том числе реалиям судебного делопроизводства. В этом нам помогли люди с юридическим образованием, работающие в команде «Точки доступа».

Как подбирали юристов для спектакля

Найти юристов для «Пожалуйста, дальше» помог Санкт-Петербургский юридический форум и Санкт-Петербургский городской суд, которые стали главными поставщиками кадров и поддержали проект советами. Мы начали поиски в мае, и это по-прежнему не до конца законченная история. Если адвокаты довольно легко идут на контакт, то с судьями все значительно сложнее. В Европе судебная система не отделена от общества — там судьи участвуют в жизни своих муниципалитетов, коммьюнити, у нас же судья — непубличная фигура, система гораздо более закрыта.

Какие профессиональные актёры сыграют в спектакле

Ян Дейвендак не очень хорошо знает российских артистов, поэтому в их выборе доверился команде «Точки доступа». В петербургском спектакле Гамлета сыграет режиссёр и актёр Семен Серзин, Офелию — актриса театра post Алёна Старостина, Гертруду — заслуженная артистка России Роза Хайруллина (многим петербуржцам известна как Лир в «Короле Лире» Константина Богомолова в «Приюте комедианта» — прим.ред.). Как и всем участникам процесса, им придется оказаться в экстремальных — по крайней мере, необычных и неудобных обстоятельствах. Актёры будут знать социальный контекст, в котором живут их герои, смогут ознакомиться с материалами дела, а за несколько часов до спектакля до спектакля — посовещаться со своими адвокатами. Но на сцене Серзину, Старостиной и Хайруллиной придётся импровизировать — отвечать на любые вопросы судьи, защитников, обвинителей.

Как зрители могут повлиять на судьбу Гамлета

Каждый зритель может на сайте «Точки доступа» заполнить анкету, где нужно ответить на простые вопросы — например, исполнилось ли вам 25 лет, имеете ли вы неснятую или непогашенную судимость. Положительные ответы будут значить, что зритель соответствует тем требованиям, которые предъявляет российское правосудие к присяжным заседателям. Именно из таких зрителей в финале в случайном порядке выберут шесть присяжных, которые и решат судьбу Гамлета.

Команды юристов будут разными для каждого показа спектакля, как и команды присяжных заседателей. Я видел, как спектакль проходит в Швейцарии: зал в триста человек, среди них очень много подростков — и все ответственно записывают обстоятельства дела, чтобы в конце быть готовыми выступить присяжными. Я не возьмусь предсказывать, как поведут себя российские зрители, и какой вынесут вердикт, посмотрим.

Зачем нужен этот спектакль

Мы прекрасно понимаем сложности судебной системы в России, но одновременно мы понимаем, что государство не может существовать без правосудия. Задача проекта — не критиковать правосудие, а дать любому зрителю шанс понять, как оно формируется, в том числе с его участием. Я хочу, чтобы любой человек, придя на спектакль, понял, каково это — решать вопросы жизни и смерти.

Где покажут спектакль

В других странах проект иногда реализовывается в настоящем зале суда. Но мы предпочли разместить его на Новой сцене Александринского театра, в блэкбоксе (театральное пространство с черными стенами и полом, которое легко трансформируется для любых постановок — прим.ред.). В качестве сеттинга будет использована мебель — но недорогая, без красивых резных украшений. Мы хотим отделить правосудие от привычной эстетики, показать его без декораций — в чистом виде.

Задала вопросы и записала Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

 

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>