‘ото: universalpictures.ru

Ђћертвые не умираютї: «омби-хоррор и живое слово ƒжима ƒжармуша

11 июл€ 2019, 15:28
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — самый беззаботный и несерьезный фильм ƒжима ƒжармуша. » одновременно сама€ нагл€дна€ демонстраци€ безусловной значимости этого большого художника.

—ама по себе новость о том, что ƒжармуш, автор «ћертвеца» и «—ломанных цветов», великий меланхолик решил сн€ть зомби-фильм должна была насторожить. ƒело пахнет кризисом, раз большой режиссер решил сме€тьс€ над собой, иронизировать над киноиндустрией, ее канонами и принципами.

»ронии тут правда достаточно — да и какой ƒжармуш без нее. Ѕоуи приписывают фразу: «я не играю рок-музыку — € ее использую». ƒжармуш не зр€ водитс€ с рок-звездами: этот принцип он усвоил твердо. ¬ «ћертвых» он точно использует, а не снимает зомби-апокалипсис. Ѕерет готовую сюжетную схему (да и никуда от нее уже не уйти): в сонном городе восстают покойники, отважные полицейские и примкнувшие к ним обыватели сражаютс€ с нечистью из последних сил.

ћатериал, конечно, беспроигрышный. ƒаже осточертевша€, вымороченна€ игра слов, к которой в последнее врем€ ƒжармуш склон€лс€, тут вполне уместна — провинциальный городок зоветс€  ентервиллем: и ”айльду привет, и воспри€тие места действи€ у зрител€ сразу формируетс€ не самое серьезное, отстраненное, с высоты мировой культуры. «омбаки не просто ревут и рычат — бормочат кто «кооофе», кто «шардонеее», кто помоложе — «вайфаааай».

Ѕесконечное повторение одних и тех же лиц, образов, тем, в котором режиссер, кажетс€, погр€з, оборачиваетс€ чем-то принципиально новым. ƒаже в смысле актерской игры. Ѕилл ћюррей, наконец, перестал просто гл€деть печально в объектив и вспомнил еще краски, которыми владеет вообще-то в совершенстве. ќн в «ћертвых» вообще выступает в образе неожиданном, его полицейский получаетс€ эдаким брехтовским протагонистом, того гл€ди начнет просто комментировать происход€щее и вступать в пр€мой диалог с публикой. ’ло€ —евиньи — тоже в роли копа — наконец, обрела новый образ. ¬се-таки чувственна€ барышн€ уже не слишком ее роль, и тут она демонстрирует, что может быть и «синим чулком», и женщиной-вамп — кем угодно. “ильда —уинтон, вовсе забронзовевша€, одинакова€ и в «ћстител€х», и в «—успирии», внезапно оказываетс€ отличным комиком, просто Ѕастером  итоном в юбке — роль суровой сотрудницы погребальной конторы определенно раскрывает ее с новой стороны. ƒа чего там – крохотные роли »гги ѕопа и “ома ”эйтса, джармушевских любимых рок-звезд-актеров, тоже лучшие, наверное, в их фильмографии.

ƒело тут не в иронии — были зомби-хорроры и посмешнее. » не в каком-то принципиально новом резонировании мира экранного с реальным — вон, в ««омби по имени Ўон» сражались пластинками, а апокалипсиса вовсе не замечали, потому что все в британском захолустье вечно с бодуна и похожи на жмуриков. «ћертвые» впечатл€ют просто своим размахом. ≈сли зачем и использует ƒжармуш жанр зомби-кино, то только дл€ того, чтобы показать, что и он, и его соавторы еще ого-го, в самом расцвете сил. ј получилось даже больше.

 онечно, это немного междусобойчик — и в полной мере «ћертвых» сможет оценить только зритель, с творчеством ƒжармуша хорошо знакомый. «омби-»гги ѕоп — это, в любом случае, забавно, но, если понимать, насколько важна€ фигура дл€ ƒжармуша главный панк нашей галактики — масштаб становитс€ €сен.

ƒжармуш здесь продемонстрировал могущество своего стил€, режиссерской манеры. Ќагл€дно доказал, что они сильнее любых форматов и конвенций — что бы он ни снимал, все равно будет не хоррор, мелодрама, комеди€ или боевик, а «фильм ƒжармуша».

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 

¬анька мокрый, разминирование и 10 человек в час. „то ждет петербуржцев в музе€х-заповедниках после открыти€

¬орота пригородных парков открылись, но горожане пока туда не хлынули. Ђ‘онтанкаї узнала у директоров музеев-заповедников, как измен€тс€ услови€ доступа и цены.

—татьи

>