Движущиеся человечки от участника Венецианской биеннале, влюбленный маяк и дополненная реальность: Зачем ехать в Кронштадт на фестиваль «Впередсмотрящий»

10 июля 2019, 12:46
Версия для печати Версия для печати

В ближайшие выходные в Кронштадте пройдёт фестиваль современного искусства «Впередсмотрящий / The lookout». Современные художники создали работы специально для форта «Константин» — так авторы осмысляют память территории; арт-объекты будут показывать всего два дня, 13 и 14 июля.

Организатором фестиваля стал Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства, где в 2018 году полностью сменилась команда. О том, кому нужен фестиваль, на что обратить внимание, и что ещё готовит для петербуржцев ГЦСИ, рассказала директор Северо-Западного филиала Мария Катц (Кузьмина). С ней побеседовал и её ответы записал Алексей Управителев.

Как современное искусство изменит форт «Константин»

Фестиваль предполагает, что современные художники выставят больше пятнадцати арт-объектов на территории форта «Константин». Среди участников — Александр Шишкин-Хокусай. Он сделает кинетическую скульптуру в своей узнаваемой манере, — он будет похожа на ту, что что сейчас представлена на Венецианской биеннале. Но также художник удивит нас еще видео-работой.

Ирина Корина, которая также участвовала на биеннале в Венеции в 2017 году, сделает небольшой, но уютный надувной домик, который будет символизировать солдатскую мечту о доме как месте уединения.

Сергей Катран сделает тотальную инсталляцию под названием «Зал ожидания», это будут кресла вокзала ожидания. Сидящие на ней увидят бегущую строку с цитатами из Гомера, Джойса и других классических произведений, где есть элемент путешествия. Эта работа посвящена ожиданию путешествия, дороги и приключений, как сквозь культурные пласты, так и по нашей повседневности.

Стрит арт-художник Владимир Абих работает над двумя проектами, которые, мы надеемся, произведут вирусный эффект. Ведь это работы о мечте каждого из нас, мечте о любви. Один из объектов будет существовать в дополненной реальности. Технически это будет выглядеть следующим образом: при наведении гаджета на маяк в экране телефона будет появляться посменно три буквы: Л, Ю, Б, которые будут складываться в бесконечное Л Ю Б Л Ю, точно так же, как на кольце, которое подарил Маяковский Лиле Брик. Но художник адресует это слово горизонту.

Эльдар Ганеев сделает подзорные трубы, которые будут смотреть на горизонт. Однако благодаря дополнению художника зритель сможет увидеть некоторые дополнительные объекты.

Также, на фестивале, конечно, есть место и для традиционных медиа — свою живопись представит Даниил Архипенко. А кафедра металла Академии им. Штиглица готовит скульптуру, которая очень вдохновила принимающую сторону.

Зачем нужен фестиваль

Фестиваль «Вперёдсмотрящий / The lookout» опирается на осмысление памяти места, территории и идей, которые в них заложены. Петербург находится на границе, форты — сооружения, также обозначающие границы. Название «Вперёдсмотрящий / The lookout» — это про матроса, который стоит впереди и смотрит, куда идёт корабль. И современное искусство — инновационное, прогрессивное, дерзкое, молодое — создает движение в культуре. Мы ведь про культуру в общем, про осмысление больших, глобальных движений, которые рождаются из ежедневного творческого процесса. Мы решили сделать этот фестиваль, чтобы современные художники могли выйти к широкой аудитории, поэтому среди наших партнеров самые разнообразные контрагенты, да и площадка не самая характерная для такого рода мероприятий — форт «Великий князь Константин».

Для нашего филиала Кронштадт — это важная территория, там с 2002 года находится арт-резиденция, куда приезжают художники со всего мира. Длительный опыт работы показывает, что одна из тематик, которая в арт-резиденции вырастает — тематика границы. Это повлияло в каком-то смысле на выбор куратора Елены Губановой, но именно этот фестиваль на прямую не связан с арт-резиденцией. В будущем мы, конечно, хотим проложить мостик между этими двумя проектам.

Владимир Абих
Владимир Абих

Что ещё готовит ГЦСИ в Петербурге и на Северо-Западе

Ключевым событием для филиала станет кураторский форум, который мы проведём в октябре. На этот форум мы совместно с нашими партнерами ТОК (Творческое объединение кураторов) привезём несколько интересных специалистов из Израиля, Финляндии, Болгарии, Испании, Швейцарии Германии, Нидерландов. Они выступят с лекциями, мы будем делать арт-медиации в мастерские художников, а также вовлечем галереи, создадим run artist space (самоорганизованное выставочное пространство, руководимое художниками или независимыми кураторами — Прим.ред.) и проведем в art-уикэнд. Так что форум будет работать как для узкой профессиональной аудитории, так и для широкой, потому что заглянуть в мастерскую художника и пройтись по галереям — это манящее удовольствие.

При этом надо отметить, что в Петербурге, на самом деле, огромнейшая система образования в области искусства: если говорить о художниках, то это два университета — Академия им. Штиглица и Академия художеств им. Репина. СПбГУ (Смольный факультет свободных искусств — Прим.Ред.), Санкт-Петербургский институт культуры, Гуманитарный университет профсоюзов также выпускают искусствоведов, арт-критиков и философов. Всем им, по нашим предположениям, будет интересен кураторский форум.

Владимир Абих
Владимир Абих

«Красота при низких температурах» и дальше

Мы задумали интересный проект «Красота при низких температурах», на который ждём финансирование от Минкульта. Хотели бы показать петербургских художников в других городах нашего северного региона и сделать портфолио-ревю, начать знакомиться с авторами северо-запада за пределами Петербурга.

Мы организация, которая заботится о художниках и кураторах. Я живу с представлением, что государство собирает с населения налоги для того, чтобы потом предоставить гражданам качественные услуги, сделать его жизнь лучше, сделать комфортную инфраструктуру. И мы мыслим таким образом, чтобы наша работа была полезна и для художников, и для зрителей. Нам необходимо доносить информацию до молодых художников, показывать, что у них есть пути развития, потому что многие выпускники не понимают, как выстраивать свою профессиональную стратегию после окончания вуза.

Мы пока работаем как проектный офис — у нас нет собственного выставочного зала, регулярных выставок, но стабильно уже более пятнадцати лет работает арт-резиденция. Конечно, есть мечта о собственном здании, о собственных выставочных площадях. Но если даже не удастся их получить, мы совершенно спокойно продолжим работать в качестве проектного офиса.

Записал Алексей Управителев, специально для «Фонтанки.ру»

Ванька мокрый, разминирование и 10 человек в час. Что ждет петербуржцев в музеях-заповедниках после открытия

Ворота пригородных парков открылись, но горожане пока туда не хлынули. «Фонтанка» узнала у директоров музеев-заповедников, как изменятся условия доступа и цены.

Статьи

>