Данные о маскировке Ленинграда в годы блокады лягут в основу фильма: премьера трейлера на «Фонтанке»

22 июня 2019, 15:01
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге идут съемки фильма под рабочим названием «Маскировка Ленинграда». Основываясь на воспоминаниях участников событий и очевидцев, режиссер Максим Якубсон всесторонне изучает этот аспект защиты города в Великую Отечественную войну. Картина не только обобщит уже известные факты, касающиеся работы архитекторов, художников, военных, специалистов по охране исторического наследия, привлеченных к защите главных доминант и стратегических объектов города – режиссер также находит менее изученные истории, которые позволят современным горожанам взглянуть на Петербург другими глазами.

Жанр фильма его создатели определяют как документальное расследование. Режиссер показывает масштабы маскировки, которая изменила облик Ленинграда сверху.

 

Например, зрители узнают про макет Смольного в натуральную величину, который был размещен на несколько сот метров ближе к Таврической улице – в то время как само здание городской администрации было замаскировано под парк.
«Вся территория вокруг Смольного была оцеплена, людей туда не допускали, это достаточно жестко охранялось во время блокады», – рассказывает режиссер о том, что услышал в ходе работы над фильмом.

В кадре также расскажут про целый городской квартал, который «отстроили» в Ручьях, маскируя под жилые дома размещенную там нефтебазу. Цистерны соединяли друг с другом металлическими стойками, обшивали железом и красили под жилой дом. А между домами прокладывали дорожки и сажали деревья. Создали и макет нефтебазы в нескольких километрах – ее-то немцы и бомбили.

Речь пойдет и о маскировке кораблей и подводных лодок, и мостов. Герои картины рассказали ее создателям о том, как один из железнодорожных мостов накрыли корытом с водой, другие маскировали под уже разрушенные.
Несмотря на то, что в Ленинграде запрещено фотографировать, съемки сохранили до наших дней, как это выглядело.

«Мы обращались в КГИОП, снимали в фондах Музея истории города, и будем еще работать с другими архивами, чтобы получить фотографии, хронику – в том числе немецкую», – говорит Максим Якубсон.

Большая часть работы над картиной еще предстоит – в первую очередь кинематографисты записали свидетельства очевидцев, которые дожили до наших дней, и теперь планируют расширить материал за счет документов.
«Мы записали очень интересные свидетельства людей, например, женщины, которая работала медсестрой всю войну, и потом вместе с советскими войсками продвигалась дальше, в Европу, – рассказывает режиссер. – Ее свидетельства очень важны, это боль человека, который видит, как гибнут люди».

Якубсон говорит, что основная сложность в получении материалов связана с военными.

«Мы работали в военном архиве в Гатчине, там много интересных материалов по Балтфлоту, но к ним нужно получить доступ, – рассказывает он. – Мы надеемся также получить у военных историков больше информации по организации противовоздушной обороны. В городе была некоторая сумятица, в момент начала военных действий в городе не было Жданова, звучали радикальные идеи вроде сноса шпилей Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Никольского собора, но в течение первых месяцев все было налажено».

Интересные детали, найденные кинематографистами в архивах, касаются даже таких моментов, как состав краски, использованной при маскировке. Так обычные белила оказывались темнее снега, и пришлось подбирать оптимальный состав с добавлением извести.

В съемках фильма «Маскировка Ленинграда» принимают участие доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин, заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев, начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-западного региона РФ Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Эдуард Коршунов, наследники архитектора Игоря Явейна, руководившего маскировкой вокзалов, и многие другие.

Работу над картиной планируется завершить осенью 2019 года.

"Фонтанка.ру"

«Стараюсь внести момент безумия». Вася Ложкин — о своей новой галерее, цензуре и петербургской «особости»

Популярнейший художник рунета считает, что стоит ему удалить соцсети — и все о нем забудут за считаные дни

Статьи

>