¬се из сада.  ак два музе€ и  √»ќѕ не поделили зеленый уголок в центре города

21 июн€ 2019, 17:19
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

 ак поссорить јнну јхматову и двор€нскую династию Ўереметевых? ѕросто изменить правила пользовани€ маленьким садом на Ћитейном проспекте накануне дн€ рождени€ поэта. ƒва музе€ вы€сн€ют, можно ли ходить по газонам в рекреационной зоне, а секундантом выступает  √»ќѕ.

ѕраздновани€ в честь 130-лети€ јнны јхматовой в ѕетербурге пройдут в суженном формате. ¬место сцены, котора€ может прин€ть 500-600 зрителей, в саду ‘онтанного дома (Ћитейный проспект, 53) установ€т площадку, вокруг которой смогут разместитьс€ лишь двести гостей. «десь 22 июн€ прочитает стихи јхматовой народна€ артистка –оссии, актриса Ѕƒ“ —ветлана  рючкова. ј 23 июн€, в день рождени€ поэта, актриса московского “еатра им. ¬ахтангова ёли€ –утберг и трубач-виртуоз ¬€чеслав √айворонский выступ€т с программой «ƒес€ть вопросов к јхматовой» — цитатами из стихов XX века попробуют ответить на актуальные в XXI веке вопросы.

«я ежегодно читаю стихи в саду Ўереметевского дворца в день рождени€ и годовщину смерти јхматовой. ¬ этот раз мо€ программа называетс€ «—тихи, рождЄнные в ‘онтанном доме». ” поэта есть строки: «Ўереметьевские липы… ѕерекличка домовых…» — когда € выступаю, то рукой показываю на эти липы, под которыми сид€т люди, и под которыми € читаю стихи, — рассказала «‘онтанке» —ветлана  рючкова. — “еперь площадка дл€ выступлени€ сузитс€ и будет смещена в угол сада.  онечно, € буду читать и дл€ двухсот человек, и даже дл€ п€тидес€ти буду. Ќо это против јхматовой и против любителей поэзии».

 рючкова цитирует ещЄ одно стихотворение — «—ила — право, только ваши дети / «а мен€ вас будут проклинать» — и отмечает, что на поэтические чтени€ приходит много молодЄжи: «Ёта поэзи€ должна звучать дл€ как можно большего числа людей. ƒа, эти молодые люди сто€т на газонах, но они читают јхматову, и это дает возможность сохранить и развивать нашу культуру».

‘онтанный дом, или дворец графов Ўереметевых, расположен между набережной ‘онтанки и Ћитейным проспектом. »менитое семейство покинуло особн€к в революционное врем€, после этого здесь располагались и коммунальные квартиры (в одной из них с 1925 до 1952 годы с перерывом на эвакуацию жила јхматова), и Ќ»» јрктики и јнтарктики, и ƒом занимательной науки. — конца 1980-х здание дел€т ћузей музыки и ћузей јнны јхматовой в ‘онтанном доме: первый занимает центральный корпус, второй — скромный боковой флигель. —адик, раскинувшийс€ между ‘онтанкой и Ћитейным, разбили дл€ Ўереметевых ещЄ в XVIII веке, в 2001 году объект признали пам€тником культуры федерального значени€. ƒо недавнего времени зелена€ территори€ никому не принадлежала, но в 2017-м еЄ передали в бессрочное пользование ћузею музыки. — тех пор ћузей јхматовой, который часто проводит в саду кинопоказы, выставки и фестивали, начал испытывать трудности в организации меропри€тий. “еперь он может пользоватьс€ парком только по договору сервитута.

–ежиссер ёрий ќзерский (ћузей јнны јхматовой) показывает газон, из-за которого разгорелс€ спор
–ежиссер ёрий ќзерский (ћузей јнны јхматовой) показывает газон, из-за которого разгорелс€ спор

‘ото: ≈лена  узнецова, "‘онтанка.ру"

«—овещание, на котором решалось, что мы не сможем разместить сцену на привычном газоне, прошло буквально за две недели до юбиле€ јхматовой. ћен€ вызвали в сад, когда там уже собрались представители  √»ќѕ, ћузе€ музыки и глава комитета по культуре  онстантин —ухенко», — вспоминает ѕопова. ѕо словам директора, еЄ устно проинформировали, что празднование придЄтс€ переместить, но никакого документа об этом не вручили. јтмосферу молодежных меропри€тий, которые проводит музей, участники встречи сравнили с « упчино», а в будущем Ќине ѕоповой порекомендовали перестроить вход в музей так, чтобы поток посетителей не проходил через сад.

«ѕосле того, как наши меропри€ти€ завершаютс€, мы всегда разбираем сцену, убираем мусор, метем, а в конце сезона подсаживаем траву. ћы понимаем, что нельз€ топтать траву, а деревь€ должны расти здоровыми. Ќо мы вступаем в диалог с посетител€ми не только на уровне созерцани€ высоты травы и еЄ густоты, а и на каком-то другом уровне», — рассуждает Ќина ѕопова. ’арактер диалога на совещании напомнил ей «стилистику диктата» советской эпохи: « огда в 1940 году јхматова здесь жила, ƒом занимательной науки тоже ввел пропускную систему дл€ прохода через сад. “огда Ќиколай ѕунин (искусствовед, гражданский супруг јхматовой — ѕрим.–ед.) пропуск получил, а јхматова — нет. —пуст€ восемьдес€т лет ситуаци€ повтор€етс€».

√лава ћузе€ театрального и музыкального искусства (его подразделением €вл€етс€ ћузей музыки) Ќаталь€ ћетелица, напротив, считает, что ландшафтна€ функци€ сада должна стать превалирующей. «¬ центре города практически нет садов такого типа. ≈сть “аврический, Ћетний, но тут — небольшой и очень старый сад внутри бывшей усадьбы графов Ўереметевых. Ёта территори€ несЄт свою функцию, культурно-историческую тоже. ¬плоть до недавнего времени сад был бесхозным, но в 2017 году его передали нам в оперативное управление. ћы отвечаем за сохранность газонов, дорожек, кустарников, лечим больные деревь€», — считает она.

“о, что все меропри€ти€, которые провод€тс€ в саду, надо согласовывать с  √»ќѕ, Ќаталь€ ћетелица называет «новой реальностью, не имеющей отношени€ ни к ћузею театрального и музыкального искусства, ни к ћузею јхматовой». ƒиректору ћузе€ театрального и музыкального искусства «очень нрав€тс€ событи€», которые организовывают коллеги, но теперь нужно смиритьс€ с тем, что проекты придетс€ ориентировать на меньшее число гостей или «придумывать новые формы работы».

«Ёто не значит, что сад должен быть сонным и не посещаемым никем кроме старушек и мамочек с кол€сками. Ќо посетители не должны сидеть и толпитьс€ на газоне», — уверена Ќаталь€ ћетелица. ≈Є учреждению также приходитс€ соглашатьс€ на ограничени€ — когда в августе будут проводить четвертый этнический фестиваль «ћузыки мира», выступлени€ перенесут на боковую сцену и в курдонер дворца, выход€щий на набережную ‘онтанки.

¬ комитете по культуре от конфликта предпочли дистанцироватьс€, отметив, что «меропри€тие (в честь 130-лети€ јнны јхматовой — ѕрим. –ед.) будет проходить по согласованию между учреждени€ми».  √»ќѕ же фактически встал на сторону ћузе€ музыки, ответив на вопрос «‘онтанки», что «на сегодн€шний день композици€ сада не предполагает размещени€ в его границах большого количества посетителей и проведени€ массовых меропри€тий». «√осударственный литературно-мемориальный музей јнны јхматовой в ‘онтанном ƒоме нарушил услови€ согласовани€  √»ќѕ и размещал конструкции на газонах сада со старовозрастными деревь€ми, что привело к нарушению газонного покрова.  роме того, это создает угрозу сохранности ценных старовозрастных деревьев, так как ведЄт к уплотнению почвы», — считают здесь.

¬ ахматовском музее подчеркивают, что беспоко€тс€ не только из-за новых правил — к ним можно привыкнуть. —отрудников смущает сам характер диалога внутри петербургского культурного сообщества и между культурными институци€ми и чиновниками. «ѕочему требовани€ нельз€ было выдвинуть уже после юбиле€? — задаетс€ вопросом Ќина ѕопова. — ¬едь это не мой личный праздник, а праздник јнны јхматовой, праздник дл€ горожан».

Ќина ѕопова ссылаетс€ на слова ћихаила ѕиотровского, который в передаче по «Ёху ѕетербурга» недавно призывал коллег к «музейной солидарности». ƒиректор ћузе€ јхматовой ратует за солидарность и сама. ќна предложила ћузею музыки вместе разработать технические услови€ дл€ современного использовани€ сада ‘онтанного дома, а также надеетс€, что к диалогу присоединитс€ и примыкающий к усадьбе Ўереметевых “еатр на Ћитейном. ќбращени€ в эти учреждени€, в —мольный и комитет по культуре Ћенобласти, в чьем ведении находитс€ театр, отправилось 21 июн€.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

јлексей —альников: Ђћы сами себ€ уничтожаем, нам помощники не нужныї

Ћауреат премии ЂЌациональный бестселлерї, автор Ђѕетровых в гриппеї Ч о своем новом романе Ђќккульттрегерї, писательских будн€х и главных задачах в это непростое врем€.

—татьи

>